Дополнительная информация
Гордеев Андрей - вокал
Надеждин Александр бас-гитара
Бочагов Александр гитара
Шуваев Константин ударные
Дронов Александр - клавишные
Этот диск не просто развивает основные идеи Манго-Манго (чем Андрей Гордеев сотоварищи занимаются уже 15 лет), но и доводит эволюцию этой группы, начавшей с простого желания поприкалываться, до логического конца. Что в случае с ММ означает - "до полного абсурда".
По музыке это, кажется, самый аскетичный альбом ММ: вместо былых духовых и гармошек - классический рок-квартет плюс примкнувший к ним Александр Дронов. Дронов - один из лучших клавишников российской рок-сцены, и его мастерство стоит многого... жаль только, что по-настоящему развернуться ему дают только в псевдокабацкой "Дибули", да еще он подсовывает хорошую рок-н-ролльную партию в припев дебютной "Провода". В остальном ему приходится ограничиваться скромными рюшами клавишных текстур. Вообще, на "Кальмарах..." музыка преимущественно поддерживает текст, создавая нужное настроение, но не более того. Это не всегда плохо - к примеру, регги-ритмы и какие-то тихоокеанские распевки в "Миклухе" идеально соответствуют теме песни. Есть и более любопытные исключения - быстрая "Ямомото", неожиданно жизнерадостно-лиричная "Свобода" чем-то неуловимо похожа на раннего Цоя ("Оу-о-у, но это не любовь..."), удачный "клубный" ремикс "Кальмаров", "Гюлькюлюм" - восточный вариант эпоса "У попа была собака"... Однако все-таки при всей компетентности в исполнении "Манго-ролла" динамики на альбоме не так много, как, может, хотелось бы. Без текстов эту музыку нельзя воспринимать серьезно.
А вот в том, что касается текстов, Манго-Манго удивили, покинув нишу стебщиков. Ныне стеб - это Лебединский, Ленинград или пресловутые "Уйогурты" Жуков. А вот озаботиться проблемой не только передвижения, но и морального облика кальмаров, и более того - связать эти две животрепещущие темы - на такую запредельщину отваживались разве что Тайм-Аут. В текстах ММ больше вообще нет привязок к конкретным вещам, событиям и личностям; это натуральный сюрреалистический "мир в себе". Там, где вырастают, камыши, лежит специальный позитронный жгут, а зато форсунку пескоструйную Гордеев не хочет. Просто не хочет. Не нужна ему форсунка.
Наверно, это и есть постмодернизм - все взято отовсюду, а в "Если ты не вернешься" прослушивается тема из "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...". Это может как нравиться, так и не нравиться: кому-то будут не в кайф "шутки ни о чем", по сравнению с которыми советский КВН - образец злободневной сатиры, но зато кто-то другой с восторгом усвоит позитивный заряд, заложенный в этом коллаже.
Но, так или иначе, на "Кальмарах..." авторы сказали то, что хотели сказать. Можно ли это понять? - а это уже ваша проблема!
Алексей Еременко
Прорыва не произошло: 'Манго-Манго' так и не решили, что им делать со своим имиджем записных приколистов, и выпустили очередной альбом, заполненный стараниями повторить успех 'Аквалангистов'. Как вы уже догадались, стараниями вполне безнадежными. Их юмор бодрит лишь местами, но чаще слушатель диска испытывает жалость к людям, которые даже свои сценические комбинезоны не меняли уже лет пять. Начало 'Кальмаров' - прямо-таки удручающее. 'Провода' и 'Маклай' - совершенно невразумительные песни, в которых 'Манго-Манго' предстают какими-то пенсионерами юмора, достойными приглашения в телепрограмму 'Аншлаг': темы вымученные, вкуса не хватает, рифмы натужные. Чуть веселее 'Если ты не вернешься', где участники группы сумели вспомнить, что они в первую очередь все-таки музыканты. В мелодическом отношении трек представляет собой прихотливый симбиоз 'Ламбады', дворовой песни и саундтрека из советского кинофильма 50-х. В таком обрамлении и текст кажется довольно интересным. Хорошее впечатление оставляет и следующая композиция 'Дибули': музыка ее вдохновлена милой опять-таки советской песней про улыбку и хорошее настроение 'Если вы нахмурясь, выйдете из дома', а текст припева - вдохновенной кэрроловской тарабарщиной 'и хрюкотали зелюки, как мюмзики в маве'. К сожалению, на слух эти стихи понять и воспроизвести не представляется возможным, несмотря на многократное повторение. Небезнадежная мелодия 'Камышей' теряет всякий смысл из-за того, что ее сопровождает малопригодный для чего бы то ни было текст. То же, наверно, можно сказать и про следующий трек 'Ямомото' - стихи отдельно, синтипоповая аранжировка сама по себе. Песня 'Гюлькюлюм' пугает одним своим названием - Андрей Гордеев любит придумывать сложные слова с псевдоориентальным колоритом. Худшие ожидания вполне оправдываются: банальнейшие медленные восточные ритмы и необязательные стихи про собаку, не любящую гулькюлюм - что это такое, естественно, не объясняется. Следующей идет композиция 'Кальмары': она уже неплохо известна, поэтому критиковать ее нет смысла. Если 'мангам' удалось худо-бедно ее раскрутить, значит, что-то привлекательное в песне есть. Возможно, это быстрый темп и веселые слова, хотя до 'Аквалангистов' 'Кальмарам' не доплыть. 'Свобода' - редчайшая в репертуаре 'Манго-Манго' лирическая композиция с рефреном 'имя твое пишу': стать всенародным хитом этой мелодичной песне помешают не вполне соответствующий ей припев и голос солиста, которого сложно воспринимать в качестве исполнителя медленных любовных композиций. Клоунский имидж - очень привязчивая вещь. Следующая песня 'Не отдам', скорее всего, попала в диск исключительно для хронометража, а вот 'Поле Куликово' - настоящий успех 'Манго-Манго': фольклорная музыкальная основа удачно легла под остроумную историю о влиянии пьянства на безоговорочную победу русских на Куликовом поле. Завершается альбом клубными версиями 'Кальмаров' и 'Космонавтов', а также еще одной серьезной песней 'Дождь', где Андрей Гордеев поет дуэтом, кажется, с самим собой, только записанным на большей скорости.
Рита Скитер (InterMedia)