Дополнительная информация
"Аквариум" начал учиться играть reggay еще в 1980-м году. Вот то, что у нас получилось" - написано в буклете этого сборника. "Аквариум" и регги" - тема не менее неисчерпаемая, чем, к примеру "Аквариум" и арт-рок" или "Аквариум" и новая волна". Разнообразные влияния, иногда причудливо переплетающиеся, всегда присутствовали в музыке Бориса Гребенщикова, однако мало кому приходило в голову расчленять их на стили. В конце концов, в том же 80-м слово "регги" было мало кому известно. Это уже потом, наслушавшись разного и поднаторев в терминологии, мы поняли, что тот же "Вавилон" - это практически регги в чистом виде (хотя у всего, к чему прикасается гений Гребенщикова, никакого "чистого вида" быть не может - это по-любому уже будет музыка БГ). В разные годы элементы регги входили в многочисленные песни "Аквариума", а на последних альбомах Борис Борисыч применяет не только ритмику, но и приемы стихосложения этого жанра - мечты о поездке на Ямайку и курении травы довольно навязчиво повторяются в нынешнем творчестве "Аквариума". Скорее всего, в качестве стеба над расплодившимися околореггийными проектами. Как бы то ни было, стиль нынче в большой моде, и появление отдельного сборника "аквариумовских" песен, имеющих отношение к регии, это лишь подтверждает. У моды есть неприятная обратная сторона: держащие нос по ветру музыканты-коммерсанты обычно толпами бросаются осваивать перспективное направление, зачастую дискредитируя в глазах слушателя весь жанр. "Аквариум" никогда никуда не бросался (в крайнем случае двигался степенно и с достоинством), все его заимствования у Марли и обращения к Джа носят естественное, неконъюнктурное происхождение, поэтому юным музыкантам рекомендуется внимательно прослушать этот альбом, чтобы понять, что лучший регги получается, когда не тужишься над ним специально.
Никогда не считавшийся (и не бывший) регги-группой "Аквариум" с удовольствием отпасовал издателю, подобрав 17 треков, каким-то образом относящихся к заявленной в названии музыке и раскрасив обложку в цвета ямайского флага. Занудливый болельщик, послушав пластинку, найдет почву для претензий к стилистической целостности компиляции: мол, в некоторых из попавших в трек-лист песен регги меньше, чем в некоторых из непопавших. Надо быть очень мрачным человеком, чтобы отнестись к этому упреку серьезно. Концептуально-тематические сборники "Аквариума" (говорят, будут и другие) - это всего лишь игра: в конце концов не за почитание растаманской культуры мы любим Бориса Гребенщикова. По сути, перед нами - такой разгильдяйский "бест", в который вместо общеупотребимых "хитов" "Аквариума" вошли: тоже хорошие, но не столь растиражированные песни. Чудесное ретро "Сестра", "Вавилон", "Держаться корней", "Рыба", "С утра шел снег", "2128506" соседствуют здесь с не менее одухотворенными современными творениями "Zoom Zoom Zoom", "Феечка" и "Растаманы из глубинки", поддерживаемые замечательными редкостями типа "Аристократа", "Белого Raggae" и "В поле ягоды". К игре, впрочем, Гребенщиков относится серьезно, отрабатывает сполна. Вот еще одна цитата из буклета: "Воистину Джа направляет и поддерживает! Да укрепит он всех, кто будет это слушать!" Замечательное пожелание, отбивающее всякую охоту вычислять степень искренности БГ в момент произнесения этих слов.
Алексей Мажаев, InterMedia