|
Дополнительная информация
БГ - голос, гитары
Андрей Суротдинов - скрипка, альт, meliotron (2), поворот ключа
Альберт Потапкин - drums, голос (7)
Шар - percussion
Борис Рубекин - keyboards & programming (7)
Владимир Кудрявцев - бас и контрабас
В записи принимали участие:
Дживан Гаспарян - дудук (9)
Севара Назархян - голос (2, 3)
М. Леонидов - голос (2)
В. Юнович (вионлончель)
А. Самсонов (keyboard)
Г. Варшавский (орган)
А. Баранов (violin)
И. Молокина (cello)
М. Андреева (alto)
С. Березовский (гитара)
А. Коган (труба)
В. Савин (тромбон)
Все песни написаны БГ и записаны Б. Рубекиным и Б. Истоминым на 601, Добролете и в Лютеранской Церкви Св. Екатерины.
Arranged & produced - Аквариум
Mixed - Аквариум + Б. Истомин
(кроме 2 и 5 - produced - А. Самсонов,
mixed - Аквариум + Б. Истомин)
intro 500 - А. Самсонов/Аквариум
Мастеринг - А. Субботин "Saturday Mastering Studio" 2002
...Я новые альбомы группы не анализирую. Я, если честно, даже не знаю точно, сколько их всего существует. За этим так сложно уследить. И писать о них - все равно что писать о погоде за окном. Но все же об альбоме две тысячи второго года "Сестра Хаос", который увидел свет на днях, написать следует. Следует в силу двух важных фактов - во-первых, альбом этот символически этапный, ибо группе в нынешнем году исполняется тридцать лет. Ну а во-вторых, это просто очень хороший альбом.
По хитовости "Сестра Хаос" приближается к поп-альбомам и уж точно превосходит все, сделанное группой после "Костромы Mon Amour".
Конечно, иной строгий читатель попеняет мне на применение недетерминированного понятия "хитовость" - но что уж там. Песня "Брод" уже не одну и не две недели крутится по радио, и любой ее слышавший подтвердит мои слова - это поп-хит. На дискотеке не поставишь, конечно, но в чартах проголосуешь. И когда сорокавосьмилетний мужчина пишет такие песни, значит, у него все очень хорошо.
Альбом необычен по объему - всего девять песен. Но каждая из этих девяти песен - идеальный "Аквариум". После единственного прослушивания "Сестры Хаос" история группы кажется уже неполной без этих песен. Я полагаю, многие имели возможность наблюдать по телевизору запись песни "Растаманы из глубинки" в прямом эфире - и понять, сколь филигранно вытачивает Гребенщиков каждую партию в аранжировке простой, на первый взгляд, песни. Результат оправдывает ожидания.
Первый трек "500" - это рэповая песня. Она вовсе не потому рэповая, что БГ в ней не поет, но читает текст, а потому что в ней и звук, и размер текста совершенно негритянские.
Вторая песня - "Брод". Про эту песню нет смысла много писать - она сейчас сильно на слуху. Великолепная работа, именно такие песни и сделали меня таким, какой я есть.
Номер три - "Нога судьбы". Леденящая кровь история с классическим звуком.
Четвертая песня - пресловутые "Растаманы из глубинки". Настоящий реггей, радостная и позитивная песня, которую во времена империи зла назвали бы "шуточной". По идее, идеально подпадает под действие статьи номер сорок шесть федерального закона о пропаганде наркотических и психотропных веществ.
Пятая - "Слишком много любви". Гребенщиков поет: "Слишком много любви", а ты слышишь: "Я ворвался на этот концерт". Он поет: "Поднимите мне веки", а ты слышишь: "Дайте мне мой кусок жизни". Но за кусочек со словами: "А я парень хоть куда, у меня кольцо в ухе, у меня на груди два соска, удавись от меня, ученье, удавись от меня, тоска", - исполненный с интонацией Аллы Борисовны Пугачевой, можно простить даже такое музыкальное самоцитирование.
Шестая песня - "Брат никотин". Песня с очень современным звуком, прямо шведская какая-то.
Седьмой номер - "Псалом 151". Никто из нас не выйдет отсюда живым. И пусть там уже не те слова, пусть там про Моисея и про Иордан - все равно не выйдет никто. Историю не переделаешь. Такова суть вещей.
Восьмой трек - давно уже всем известная песня "Кардиограмма". Милая, милая песня про любовь. Впрочем, у "Аквариума" все песни про любовь.
Ну и девятая - "Северный цвет". Песня, в которой использован Инструмент, Которым Дмитрий Дибров В Свое Время Всех Практически Достал. А именно армянская флейта дудук, грустная и мистическая, играет на которой сам Главный В Мире Игрок На Дудуке Дживан Гаспарян. Инструмент, конечно, удивительный. Сама по себе не веселая песня, в которой почему-то вероника на крыльце (малосъедобная, невкусная и водянистая ягода, растущая в лесу) при участии дудука становится такой депрессивной, что хочется плакать. Честное слово.
Знаете, я рискну назвать этот альбом "Аквариума" необходимым для покупки. К своему тридцатилетию группа подошла в великолепной форме. Вернее, конечно, не группа, а Борис Борисович Гребенщиков - человек, творчество которого лет через сто будут проходить в школах и по биографии которого будут делать доклады на политинформациях. Ибо так должно.
Максим Кононенко (www.gzt.ru)
Запись этой пластинки сопровождалась рядом программных заявлений, суть которых сводилась к тому, что "Сестра Хаос" (тогда, впрочем, название еще не было известно) - это "Аквариум" ХХI века. Поэтому в альбом не включили ни одной песни, сочиненной до 1 января 2001 года. Диск позиционировался как попытка группы накануне собственного 30-летия сделать то, что она еще не делала - поработать с саунд-продюсерами (в частности, с Андреем Самсоновым), поэкспериментировать со звуком, попробовать угнаться за модой. Как всегда у Гребенщикова, простые слова казались загадочными и многозначительными.
Получился же из "Сестры Хаос" хорошо записанный альбом, где типичные для "Аквариума" последних лет восточные мотивы в аранжировках зафиксированы тщательно и аккуратно. Местами звучание инструментов достигает завораживающей медитативности, не имеющей прямого отношения к русскому року, однако это только до тех пор, пока не раздается голос БГ. Слишком уж он хорошо нам знаком, этот высокий, задумчивый, чуть блеющий вокал. Гребенщиков есть Гребенщиков; когда он поет, музыкальное обрамление становится второстепенным, а усилия продюсеров-экспериментаторов - бесполезными. Возможно, это где-то даже беда группы, обреченной на бесконечное воспроизведение самой себя, но нередеющая армия поклонников "Аквариума" (к коей причисляют себя и большинство критиков) свидетельствует о том, что путь БГ верен.
Классифицировать музыку Гребенщикова бессмысленно: в какие бы стилевые тяжкие он ни пускался, "Аквариум"-рока на выходе всегда было больше, чем регги, фолка, панка, поп- или арт-рока. Предоставим знатокам творчества БГ искать вещам с нового альбома аналоги с давно известных пластинок "Аквариума": уверен, что "родители" найдутся чуть ли не у каждой новой песни. Что с того? Почти всем старые композиции нравятся, вот Борис Борисович и дает возможность послушать их еще и еще раз. Но в чем же тогда заключается "аквариумизм" ХХI века? А в словах. Нещадно ругаемый непонимающими за абстрактность текстов БГ вдруг сочинил про офис "Лукойла", куренье травы, Газпром, MTV и желтую подводную лодку "Курск". Вплетенные среди традиционно изящных, готовящихся стать афоризмами образов грубые реалии всякий раз заставляют вздрагивать. Поэтому особых рекомендаций удостоятся треки "Нога судьбы", "Слишком много любви" и, может быть, "500". Спустя 15 лет после "Поезда в огне" БГ написал политическое произведение, и "500" на всякий случай не поставили в ротацию самой "аквариумолюбивой" радиостанции. Эстетам вряд ли понравится: "моя Родина, как свинья, жрет своих сыновей" - слишком бескомпромиссно и прямолинейно для тонкого БГ. Однако на фоне аморфного аполитичного рокапопса "Аквариум" с этой песней вырывается чуть ли не в лидеры оппозиции. Значит, цель создать что-то принципиально новое достигнута, хотя бы и таким экстравагантным способом.
Агенство InterMedia
|