Бутусов Вячеслав |
|
Историческая справка
Биография этой группы, полная неожиданных поворотов, взлетов, падений, драматических расколов и возрождений из пепла, вполне достойна послужить основой для сценария художественного фильма. Звездным часом, а вернее, годом стал для NAUTILUS POMPILIUS 1988, когда в течение двенадцати месяцев провинциальная группа выступала в Москве, где очаровала прессу и телевидение, завербовала тысячи поклонников, записала альбом, со шлейфом из восторгов и скандалов проехала по стране и распалась ровно через год после своего первого триумфа. Однако история NAUTILUS POMPILIUS не начинается и не заканчивается ее московской эпопеей.
В 1978 студенты-архитекторы Вячеслав Бутусов (гитара, вокал), Дмитрий Умецкий (бас, вокал), Андрей Саднов (гитара) и Игорь Гончаров (барабаны), объединились в безымянную покуда группу, которая играла на институтских вечерах и принимала участие в студенческой самодеятельности. Они вовсю сочиняли собственные песни и даже записали их на пленку, назвав свой проект "АЛИ БАБА И СОРОК РАЗБОЙНИКОВ", однако до времени эти упражнения не были интересны никому, кроме них самих.
Шло время, менялись имена участников и названия их группы, но тандем Бутусов - Умецкий оставался неизменным. В 1983 их тогдашний звукооператор Андрей Макаров предложил группе название "НАУТИЛУС", которое и закрепилось за ней навсегда. В том же году "НАУТИЛУС" - под руководством доброго гения местной рок-сцены, клавишника и певца "УРФИН ДЖЮСА" Александра Пантыкина и звукорежиссера той же группы Александра "Полковника" Гноевых - записала свой дебютный альбом "Переезд", полный жесткого и нелогично звучавшего хард-рока. На барабанах в нем играл Александр Зарубин.
Примерно тогда же состоялось знакомство Бутусова с Ильей Кормильцевым, в ту пору текстовиком "УРФИН ДЖЮСА". Весной 1984 они посетили Ленинград, где познакомились с местной рок-сценой и, убедившись, что там царит полный жанровый плюрализм, решились на резкое изменение своего стиля. На вышедшем в марте 1985 альбоме "Невидимка" группа предстала как "нововолновое" трио в составе: Бутусов, Умецкий и Виктор Комаров (клавишные, ритм-бокс). В музыкальном отношении альбом тяготел к популярной неоромантике: хрупкий, нервный вокал Бутусова выгодно оттенял монотонно-бездушный аккомпанемент баса и синтезаторов. На обложке "Невидимки" (работа известного мастера кавер-дизайна Ильдара Зиганшина) впервые появляется написание NAUTILUS POMPILIUS, что было сделано с целью избежать путаницы с группой Евгения Маргулиса. (Любопытно, что и Маргулис отреагировал на совпадение, сменив название своей группы на "ШАНХАЙ"!). В 1985 группа предприняла попытку расширить свою художественную палитру, пригласив к микрофону бывшую вокалистку "ТРЕКА" Настю Полеву и записав с ней несколько любопытных номеров. Однако работа быстро зашла в тупик, и Настя ушла, а позднее реализовала свой материал под собственным именем.
В июне 1986 NAUTILUS POMPILIUS, состав которого усилил бывший музыкант "ФЛАГА" и "УРФИН ДЖЮСА" Алексей Могилевский (клавишные, саксофон), выступил на 1-м фестивале открывшегося в том же марте местного рок-клуба, но едва ли сумел воплотить на сцене свое студийное звучание: публика была скорее заинтригована, нежели потрясена. Тем не менее всего месяц спустя вышел их следующий альбом "Разлука" - как показало будущее, лучшая и наиболее известная работа во всей истории группы.
Успех начал подбираться к NAUTILUS POMPILIUS исподволь: распространение "Разлуки" сделало ее имя известным практически всюду; впечатляюще-яркое, хотя и неровное выступление перед знаменитым "АКВАРИУМОМ" на академически респектабельной "Ленинградской музыкальной весне" в апреле 1987 помогло Бутусову поверить в собственные силы, а горячий прием рок-н-ролльной аудитории на подмосковных рок-фестивалях в Черноголовке и Подольске все в том же 1987 подготовил почву для последовавшего за этим взрыва.
В этот период состав группы начал расти: в январе 1987 появился второй клавишник Алексей Хоменко (экс-"СЛАЙДЫ"), а чуть позже барабанщик Альберт Потапкин (экс-"ФЛАГ", "АГАТА КРИСТИ"). В июне Потапкина забрали в армию, и в Черноголовке и Подольске NAUTILUS POMPILIUS снова играл с ритм-боксом, однако с октября за барабанами сидел Владимир "Зяма" Назимов (экс-"УРФИН ДЖЮС", "НАСТЯ", "ЧАЙФ"). В декабре был триумф на "Рок-панораме", куда группу привел ее тогдашний менеджер Константин Ханхалаев. И колесо фортуны закрутилось.
Вместе с тем уже тогда во взглядах Бутусова и Умецкого на будущее NAUTILUS наметились серьезные расхождения, которые привели к тому, что в феврале 1988, во время работы в студии "Sintez", последний решил покинуть группу и заняться собственными кино- и музыкальными проектами. Его место занял Виктор Алавацкий. В мае группа, наконец, легализовалась, подписав контракт с Росконцертом. В ее состав был ангажирован экс-гитарист "УРФИН ДЖЮСА" Игорь "Егор" Белкин, а в студии многие гитарные партии записывал их звукорежиссер Владимир Елизаров. Оставшуюся часть года NAUTILUS POMPILIUS активно гастролировал по стране под аккомпанемент неуклонно нараставшей вокруг него истерии и записал массу материала, часть которого появилась на их первой пластинке "Князь тишины" (1989).
Еще в самодеятельный период участники группы снялись в двух короткометражных фильмах молодого уральского кинорежиссера Андрея Балабанова "Раньше было совсем другое время" и "У меня нет друга". В 1988 другой свердловчанин, Алексей Хотиненко, снял их в своей фантастической ленте "Зеркало для героя" (по замыслу сценариста, именно на концерте NAUTILUS POMPILIUS познакомились два центральных персонажа фильма). Примерно тогда же NAUTILUS POMPILIUS стал главным героем документальной ленты финской журналистки М. Мюккенен "Из России с любовью" ("Серп и гитара").
В то время как официальная пресса не скупилась на комплименты в адрес группы, предрекая ей блестящее будущее, рок-критика была настроена куда более скептически: наиболее популярным был тезис, что через пять лет по стране будет колесить NAUTILUS POMPILIUS, в котором не будет ни одного из оригинальных участников группы, однако, она будет по-прежнему петь хиты Бутусова. Неправы оказались и те, и другие. 22 ноября 1988 Бутусов внезапно объявил, что увольняет всех музыкантов.
Последовала новая волна слухов и, наконец, в самом конце 1989, Бутусов обнародовал состав обновленного NAUTILUS POMPILIUS: Беляев, Игорь "Гога" Копылов (p. 20 июля 1962, Ленинград); (экс-"ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА"; бас) и Игорь Джавад-Заде (экс-"АРСЕНАЛ"; барабаны).
Дебют новой группы состоялся в феврале 1990 - на концерте, посвященном 5-летию Свердловского рок-клуба. В противовес клавишно-саксофонному изобилию предыдущей версии NAUTILUS, новая формула звучания опиралась на минималистский, чисто гитарный звук. В мае Бутусов снова пригласил в группу Белкина, летом они побывали на музыкальной конференции "New Music Seminar" в Нью-Йорке и записали альбом "Наугад", в котором участвовали также сессионеры Олег Сакмаров ("ВЫХОД", ныне "АКВАРИУМ"; флейта) и Петр Акимов ("ВЫХОД"; виолончель). В том же году на ленинградском телевидении состоялась премьера кинобиографии группы "Бриллиантовые дороги" (режиссер И. Морозов).
Следующие два года прошли в непрерывных гастролях по стране; Джавад-Заде ушел (позже он играл у Игоря Талькова, в различных джаз-роковых проектах и в "А-СТУДИО"), и за барабаны вернулся Альберт Потапкин. Осенью 1992 свет увидел альбом "Чужая земля", однако на следующий год история NAUTILUS POMPILIUS начала - с некоторыми вариациями - повторяться: после концертов в Калининграде Бутусов неожиданно уволил обоих гитаристов; уже начатая запись нового альбома была приостановлена, а его материал был переписан с лидером "АГАТЫ КРИСТИ" Вадимом Самойловым в качестве продюсера и нового гитариста. Альбом "Титаник" вышел весной 1994; Самойлов не только играл на его презентации, но и гастролировал вместе с группой. Белкин вернулся к собственным проектам; Беляев оставил музыку.
Продолжая двигаться по кругу, Бутусов вновь привлек к участию в NAUTILUS POMPILIUS Алексея Могилевского, в то время как гитаристом стал участник его "АССОЦИАЦИИ" Николай Петров. Записанный этим составом альбом "Крылья" оказался менее интересен, чем предыдущие работы группы - их единственным новым хитом стал заглавный номер альбома, а концерты проходили в полных, но реагировавших крайне вяло залах.
Видимо, ощущая необходимость вырваться из этого порочного круга, осенью 1996 Бутусов и Кормильцев отправились в Британию, где был записан альбом "Яблокитай": его спродюсировал известный музыкант Билл Нелсон (BE-BOP DELUXE), а в записи участвовали местные сессионные музыканты, но прежде, чем он увидел свет, в январе 1997 Бутусов снова распустил группу. Правда, всю весну NAUTILUS POMPILIUS гастролировал по стране, рекламируя новый альбом, но после окончания тура музыканты разошлись кто куда.
В настоящее время Бутусов занят реализацией совместного альбома с бывшим гитаристом "КИНО" Юрием Каспаряном. Судьба остальных участников NAUTILUS POMPILIUS остается неясной.
Дискография группы достаточно обширна и включает множество переизданий, концертных и архивных записей. В 1993 также вышел "Отчет" - сделанный к десятилетию NAUTILUS POMPILIUS альбом-посвящение, на котором их песни поют звезды отечественного рока.
Сверхновая NAUTILUS POMPILIUS взорвалась в 1987 году. Загадочная группа из Свердловска моментально побила все рекорды "совковой" популярности, таинственный юноша на сцене очаровал всех, от бабушек до внучек, сотни километров магнитофонной пленки истирались до дыр... И немалое число пророков от журналистики глаголили о скором конце, ибо не может же такое безобразие продолжаться вечно!..
Безобразия закончились. НАУ остался. Что удивительно, согласитесь! Остаться непросто...
А началось все в 1978 году, когда в Свердловский архитектурный институт поступили Бутусов Вячеслав и Умецкий Дмитрий и в компании барабанщика Игоря Гончарова создали группу. В Архе было принято хоть чем-нибудь выделяться... Играли, как придется, где придется, в колхозах пугали дружественное сельское население самодельным исполнением LED ZEPPELIN, писали кое-что сами... Название АЛИ БАБА придумал звукооператор Андрей Макаров, а в 80-м сменили его на не менее банальный НАУТИЛУС, в 82-м появилась первая запись "Али Баба и сорок разбойников".
Событие это совпало с временами массированного заигрывания свердловских рокеров с властями, властей " с рокерами, появились рок-семинары, то есть выездные возлияния горкомовцев и музыкантов. На одном из семинаров и появились впервые вне студенческой аудитории Слава, Дима и первая запись НАУ. Вот как вспоминает это событие Егор Белкин, тогда известный гитарист УРФИН ДЖЮСА:
"Они стояли около Горкома комсомола, в кепочках такие... А Сан Саныч Пантыкин, он уже тогда был мэтр, и от него зависело, кто рокер, кто не рокер... И он говорит: "Вот молодые какие-то пацаны", " и приволок эту запись. Я прослушал, и что-то меня так качнуло, что парень вопит из последних сил... Ну, действительно, там такие вокальные штуки были... В общем, они явные были рокеры, хоть и в кепочках... Они выглядели очень прилично".
После рок-семинаров НАУТИЛУСОМ заинтересовался вездесущий Александр Пантыкин, без участия которого в те времена не обходилась ни одна из городских групп, и уже летом 83-го года НАУ с ним в качестве продюсера записывает альбом "Переезд", довольно широко по тем временам разошедшийся и принесший группе известность не только в узкопрофессиональных кругах. И сразу " глухая пауза длиной в два года.
Рок-н-ролл обманчив: выдал запись " и будь себе знаменитым хоть до конца времен. Дима со Славой пили портвейн, много разговаривали о музыке и, как поговаривали, даже репетировали что-то в Архе... Дипломы, выпуск из института, участники группы женятся, частично разъезжаются... Работа, работа...
Как ни странно, в окончательном появлении группы NAUTILUS POMPILIUS виновата социалистическая организация труда: после веселого Арха ребята оказались в проектных институтах, Умецкий целый год рисовал на планшетах декоративную плитку, планшеты напоминали ему стены общественного туалета. Бутусов тоже работал. И вот однажды один из свердловских рок-авторитетов (умолчим авторство) встретил Славу и заявил: "Ничего из вас не выйдет. И ничего вы никогда не запишите !".
Прошло два месяца 1985 года, и на квартире однокурсника, освободившейся ненадолго от его жены, Слава, Дима и новообретенный клавишник-сокурсник Витя Комаров сели писать "Невидимку". Дело происходило весело, безвылазно, а когда на записи один из техников поинтересовался, нет ли чего поесть, радостный Умецкий извлек из-под стола ящик портвейна.
"Невидимка" записался легко, легко появилось и новое название. "Наутилусов" в стране насчитывалось в то время от трех до девяти, не считая бесчисленную самодеятельность, тоже знакомую с Жюлем Верном. Но мало кто, разве что полиглот Кормильцев, знал, откуда взялось название знаменитой субмарины. Кормильцев рассказал и о моллюске, размножающемся весьма своеобразно: он отрезает от себя членики, наполненные плодотворящей жидкостью, а те самостоятельно отправляются на поиски адресата... Факт показался символичным, НАУТИЛУС стал ПОМПИЛИУСОМ. В воздухе пахло триумфом... От него становилось "немножко нервно".
Конец 85-го, первые месяцы 86-го прошли для группы под знаком судорожной деятельности. Садились писать альбом, забраковали готовый, но "не случившийся" материал, пригласили в группу Настю Полеву и даже записали с ней очаровательную славину песню "Белые волки", выступили вместе и очень подпольно в Челябинске, дальше "не пошло", расстались. Поиграли на записи альбома Егора Белкина "Около радио". Появился в составе Леша Могилевский вкупе с саксофоном, пронзительным бэк-вокалом и музыкальным образованием, НАУ подбирался к "Разлуке". Искали поэта. Как ни крути, а в "Невидимке" рядом с блистательной "Гуд бай, Америка !" ("Последнее письмо") помещалась история о том, как "...леопард гоняет стадо, а те в изнеможении орут...", разгадать таинственный смысл которой мало кому удалось. Наусы пытались сотрудничать с поэтом Димой Азиным, не вышло...