В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9
Союз любителей музыки рок (СЛМР)
Дискография
Обложка Название Год          
1984 1984       10          
III фестиваль рок-клуба 1985       2          
1985 1985       10          
В магазине игрушек 1986       11          
Концерт в сарае (Питер) 1986       10          

Историческая справка

СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК - явление для питерской рок-сцены если уж не уникальное, то, несомненно, нехарактерное. Без малого двадцать лет они, регулярно меняя состав и репертуар, колесили по клубам и танцплощадкам Питера и его окрестностей, успешно сочетали верность рок-идеалам 60-х с ориентацией на самые актуальные музыкальные идиомы мирового рок-н-ролла, а собственный материал с каверами любимых хитов, и начисто отказавшись от непременного пафоса и многозначительности героев Рок-клуба.

В полной превратностей и донельзя запутанной биографии СОЮЗА есть лишь один неизменный фактор - его основатель, певец, гитарист и автор песен Владимир Козлов. Он родился в Ленинграде 18 июня 1955, т.е. почти ровно через тринадцать лет после Пола Маккартни и, возможно, именно этим был обязан непреходящим интересом к музыке Ливерпульской Четвёрки - впрочем, как и подавляющее большинство отечественных рок-музыкантов, родившихся между 1950 и 1960. В девятом классе, в октябре 1970 он организовал первую версию своей - пока ещё безымянной - группы: Владимир Козлов, бас, вокал, Сергей Горохов и Александр Панфиленков, гитары и Сергей Ерёмин, барабаны.

Поначалу их репертуар на сто процентов состоял из школярских переложений песен THE BEATLES, точкой приложения сил служили, в-основном, школьные вечера, а названия менялись еженедельно (среди вариантов было, например, неожиданное ГОЛУБОЙ ВЕРТОЛЁТ), пока весной 1973 - к тому времени Козлов уже стал студентом Института Культуры, а группа собиралась лишь от случая к случаю - кто-то не предложил им название СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ ПОП (два года спустя, ввиду явной девальвации понятия ПОП оно было безболезненно заменено на РОК и с тех пор оставалось неизменным).

Тогда же, в начале 70-х, Володя Козлов дебютировал и как автор песен: его мелодии были инспирированы как британским битом, так и тем, что подпадает под определение городского романса, а тексты были полны немного наивного бытописательства ("Не жди его, Таня", "Михайловский сад" и т.п.). Иногда в роли автора выступал и Саша Панфиленков.

В мае 1974, когда регулярный состав СОЮЗА разъехался на каникулы, Володя получил первый профессиональный ангажемент и до августа устроился играть на танцах в Колтушах, где делил время с ГЁЗАМИ. В этой временной версии группы на гитаре играл Константин Савельев, а на барабанах - Валерий Кравцов. 31 августа СОЮЗ в первый раз принял участие в настоящем сэйшене в клубе на ст. Можайская, где играли те же ГЁЗЫ и уже известные в городе РОССИЯНЕ.

Начиная с сентября СОЮЗ ЛМР в прежнем составе играл в клубе студгородка на Ново-Измайловском. В ноябре 1974 Горохова сменил их школьный знакомый Евгений Кетов. Они сыграли на Новогодней ёлке в Лесотехнической Академии, но неизбежная логика истории, заставлявшая разделиться самодеятельных и профессиональных музыкантов, уже начала сказываться, и в феврале 1975 первый СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК распался. Панфиленков бросил рок-н-ролл, Ерёмин стал участником группы WINDBREAKERS из Института Киноинженеров, а Козлов был приглашён гитаристом, в пожалуй, самую популярную группу тогдашнего рок-н-ролльного Питера, БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ.

Альянс обещал взаимную выгоду, поскольку у Козлова было весьма приличное по тем временам помещение для репетиций, а у КОЛОКОЛА - аппаратура и, что самое важное, имя. Боевое крещение Козлова в рядах БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА состоялось 26 февраля на концерте в Доме Композиторов, участие в котором также принимали РОССИЯНЕ и АКВАРЕЛЬ (при участии Севы Гаккеля, блиставшего на экзотической для рокеров виолончели).

В марте КОЛОКОЛ - вместе с МИФАМИ - выступил на Днях Молодёжи в Таллине, в мае дал нашумевший концерт в Академии Художеств, а на лето устроился в ДК "Детскосельский" в Пушкине, однако, условия администрации на устроили музыкантов, и в июне БЖК перебрались в Понтонную, а Володя Козлов ушёл и на месяц присоединился к ещё одним долгожителям питерской рок-сцены, группе БЕЛЫЕ СТРЕЛЫ.

В июле 1975 Козлов вернулся-таки в ДК "Детскосельский", где организовал вторую версию СОЮЗА. Она долго не могла упрочить состав: всё лето и осень Козлов играл напару с Женей Кетовым, регулярно меняя барабанщиков. Лишь к февралю 1976 подходящие музыканты были найдены: гитаристом стал Игорь Алалыкин, бас-гитару взял в руки Вячеслав Хрусталёв, а за барабаны, так и не найдя достойного кандидата, сел сам Козлов!

2 апреля 1976 СЛМР принял участие в праздновании Дня Рождения Джорджа Харрисона в клубе на улице Бабушкина. В его составе на этом этапе возник барабанщик Сергей Макаров. СОЮЗ выступил уверенно и энергично, повергнув зал в состояние эйфории, а также выступил в роли бэк-группы клавишника МИФОВ Юрия Степанова. Помимо них участие в концерте принимали ГОЛЬФСТРИМ, АКВАРИУМ и Ольга Першина.

Следующие два месяца группа репетировала в Доме Архитектора, где Макарова сменил новый барабанщик Андрей Ольшанский. 18 июня в кафе "Сонеты" был с размахом отпразднован День Рождения Пола Маккартни. В акции участвовали СЛМР, АКВАРИУМ, Першина, Юрий Ильченко и Володя Ермолин с группой РЕМОНТ. Вообще, этот период стал, пожалуй, самым ярким в истории СЛМР 70-х. Летом группа отправилась нести культуру в массы сначала в Володарской, а потом в Красном Селе. Осень была сумбурной и запомнилась только празднованием Дня Рождения Джона Леннона (9.10.76) где-то на Юго-Западе.

Между тем, этот период был для питерского рока не самым лучшим: ведущие группы либо распались, либо разбрелись по филармониям и ресторанам, в то время как все лавры пожинала московская МАШИНА ВРЕМЕНИ - впрочем, будем откровенны, вполне заслуженно. На фоне этого кризиса взлёт популярности до тех пор не особо известного СОЮЗА в 1977-1978 выглядел удивительным и необъяснимым феноменом.

А началось всё с того, что в январе 1977, в присках приложения сил СЛМР очутился в едва ли не самом отдалённом районе Питера, Уткиной Заводи - небольшом микрорайоне на берегу Невы, населённом, преимущественно, совсем не рок-н-ролльной публикой. Начав играть при почти полном равнодушии зала, СОЮЗ сумел заинтриговать его не столько кавер-версиями зарубежных хитов, сколько собственными песнями с их привкусом подростковой драмы и безупречной танцевальностью. Уже через месяц слухи сделали своё дело: в клуб начал съезжаться народ со всего города, а песни СОЮЗА переписывали с магнитофона на магнитофон.

Состав группы продолжал меняться: в феврале Хрусталёва на пару недель сменил приятель АКВАРИУМА Михаил "Майк" Науменко, но, увы, не задержался и ушёл блуждать по группам, пока не организовал свой ЗООПАРК. В марте в кандидатах ходил ветеран Михаил Кудрявцев (экс-НУ ПОГОДИ!, Юрий Морозов и т.д.). На втором Дне Рождения Маккартни в Славянке состав СЛМР усилили гитарист Сергей Перекрестов и сессионный бас-гитарист Артур Ладенко, а на Празднике Урожая в Невском Лесопарке обоих сменил очередной бас-гитарист Валерий Шереметев, хотя в сентябре ушёл и он. Как и прежде, пробоину в борту пришлось закрывать самому Капитану.

Поздней осенью 1977, на вершине популярности (почти треть первого номера самиздатовского журнала "Рокси" было посвящено исключительно СОЮЗУ и его лидеру) Володя Козлов был призван в армию. Уткинская эпопея вскоре завершилась, а барабанщик Ольшанский отбыл в армию через полгода и даже попал в одну часть с Козловым - к слову, там уже служил и их старый коллега Хрусталёв. На следующие два года вся компания стала участниками гарнизонного ВИА ТОВАРИЩ.

За это время настоящий СОЮЗ собирался дважды: в первый раз, на очередном Дне Рождения Джорджа на 6-й Советской, где были единственными, кто весь вечер играл песни юбиляра, а второй - в октябре 1978, на рок-ривайвл-шоу "Long Live Rock'n'Roll!" в ТЦ на пр. Руставели, вместе с АКВАРИУМОМ и Майком Науменко. Именно там впервые прозвучала самая известная баллада в репертуаре СЛМР "Можно, я буду". Они выступали в составе: Володя Козлов и Сергей Перекрестов, гитары, Андрей Ольшанский, барабаны и его брат Олег Ольшанский, бас.

Всё остальное время СЛМР замещала группа СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ, исполнявшая на танцах репертуар, позаимствованный у СОЮЗА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, МИФОВ, КОЛОКОЛА и т.п., пока в начале 1979 не распалась, став жертвой каких-то аферистов, лишивших её всей аппаратуры. Чуть позже на обломках СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ образовалась группа КОСМОС. В начале 80-х Игорь Алалыкин стал участником группы АТЛАС (они же старые ЗЕМЛЯНЕ).

Володя Козлов демобилизовался под самый Новый 1980 Год. Полгода он играл с безымянной группой на танцах в Песочной, после чего вместе с Ольшанским завербовался в Кустанайскую филармонию. Вершиной их филармонической карьеры стали концерты в пятитысячном зале Дворца Культуры им. Ленина в Алма-Ате осенью 1980.

Только весной 1981 СОЮЗ был возрождён. Составом: Козлов, гитара, Олег Вальякка, гитара, Святослав Образцов, бас (оба пришли из группы ПРАЙД) и Сергей Ерёмин, барабаны, они сменили в неизбежной Песочной ЛАБИРИНТ. В июне к ним присоединился клавишник Анатолий Стропилов. В тот же период в репертуаре СЛМР появился рэггей - Козлов был, вероятно, первым в нашей стране музыкантом, кто обратился к этой непривычной для русского слуха музыкальной формуле, а в репертуаре группы в разное время появились рэггей-номера "Не сон ли?" (кавер "So Lonely" THE POLICE), "Как будто много раз" Эдди Гранта, а также оригиналы "Музыка рэггей", "Тяжёлый рок" и т.п.

К тому же времени относится и сотрудничество Володи Козлова с АКВАРИУМОМ: именно он записал рэггейную гитару в студийной версии их "Вавилона", а позднее играл на гитаре в одном номере "Треугольника" ("Поручик Иванов") и в нескольких песнях "Радио Африки".

Следующее увлечение Козлова, рокабилли, пополнило репертуар группы такими номерами как "Мамы-папы" и "Рокабилли-рок".

К августу 1981 сложился очередной состав СЛМР: Козлов, Стропилов, Ерёмин плюс гитарист Василий Горин (в 70-х играл на различных танцплощадках) и бас-гитарист Борис Аксёнов (экс-РОССИЯНЕ, СОЛНЦЕ, ЗЕМЛЯНЕ и т.д.). Эта версия группы была, пожалуй, самой профессионально крепкой в её истории. В сентябре 1981 они устроились играть на танцах в знаменитый в те годы Сад им. Бабушкина, с которым были связаны большую часть своей дальнейшей биографии. В числе первых СЛМР вступили в Рок-клуб и дебютировали на его сцене 13 февраля 1982 вместе с АКВАРИУМОМ и МИФАМИ.

Следующим летом и этот СОЮЗ распался. Горин ушёл в ДИЛИЖАНС, Боб Аксёнов вернуля в ЗЕМЛЯНЕ, а Стропилов пропал из виду. Козлов тут же набрал новую версию группы: за клавишные сел Владимир Сайко, игравший с загадочной группой SPARTAK (фактически, предтече СТРАННЫХ ИГР), а бас временно взял в руки Геннадий Барихновский из МИФОВ. Они играли в Интерклубе Моряков, кафе "Белые Ночи", а потом, всю осень, в ДК Крупской. К осени нашёлся и постоянный бас-гитарист Георгий "Гоша" Соловьёв (экс-ИГРА), а сменившего барабаны на звукорежиссёрский пульт Ерёмина сменил Дмитрий Зубарь (экс-ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ, МИФЫ).

В январе 1983 СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК на два года бросил якорь в ДК Моряков на Двинской. В его составе продолжали меняться музыканты. Февраль 1983: из распавшегося ЗОЛОТОГО ВРЕМЕНИ пришёл гитарист и певец Пётр Самойлов. Июль: сбежавшего к РОССИЯНАМ Соловьёва сменил приятель Зубаря Андрей Суханов. Октябрь: Самойлов ушёл в МАГИЮ (позднее АЛИСА), однако, появился трубач Олег Васильев (экс-ЛЕСНОЙ ПРОСПЕКТ и т.д.)... Когда же в феврале 1985 СЛМР на пару месяцев переехал в ЛДМ, Олега Васильева сменил саксофонист Михаил Сориц.

III Фестиваль Рок-клуба (март 1985) оказался для СОЮЗА не самым удачным: они открывали программу и звук выстраивали по ходу выступления. Тем не менее, оно показало, что группа не стоит на месте, а её новым увлечением стал электропоп ("Утро", "Электронный сюрприз").

Сразу после фестиваля СЛМР вернулся в Сад Бабушкина - без особой радости и желания. Как показали дальнейшие события, не случайно: в апреле 1986 танцплощадка сгорела дотла - вместе с аппаратурой и инструментами группы. Но СОЮЗ не распалась. (Кстати, со времени Фестиваля его состав обновился почти наполовину: в июле 1985 вместо Зубаря за барабанами появился Сергей Шарков, в октябре их состав усилил универсальный музыкант Роман Капорин, саксофон, флейта, гитара, игравший в МИФАХ, КОМЕТЕ и ансамбле старинной музыки Геннадия Гольштейна PRO ANIMA, а в ноябре 1985 ушедшего в ФОРУМ Сайко сменил основатель МАНУФАКТУРЫ, клавишник и певец Олег Скиба, чьи песни органично пополнили репертуар СЛМР.)

Взяв вынужденный тайм-аут, СЛМР принялся за возрождение своего арсенала, а в августе 1986 вернулась на сцену в ДК Свердлова. Суханова на очередном витке истории сменил клавишник Игорь Рудик. Позднее в том же году группа переехала во дворец Молодёжи, где пыталась записывать свой материал, но без особого успеха. В мае 1987 Скиба, Рудик и Капорин ушли возрождать МАНУФАКТУРУ (а чуть позже последние двое добились известности как группа ДЕТИ) и новыми участниками стали Игорь Юшкевич, бас и Михаил Остроумов, клавишные. Наконец, в сентябре 1987 в составе СЛМР появился экс-вокалист группы POSTSCRIPTUM Иван Боровиков, саксофон, вокал. Впрочем, эта версия СОЮЗА почти не выступала и на следующий год назаметно развалилась.

В 90-х Володя Козлов собрал группу своего имени, с которой играл классику рок-н-ролла в ресторане гостиницы "Европейская", занимался аппаратурой и переводами (в частности, текстов DDT на английский язык!). На рубеже III Тысячелетия его сын Никита, с середины 90-х игравший со своими группами MOONDOGS, а позже ЛУННЫЕ СОБАЧКИ, добился серьёзного коммерческого успеха под именем СЕГОДНЯ НОЧЬЮ.

Ваня Боровиков много лет трудился на радио "Балтике", а затем на "Русском Радио". Сергей Ерёмин был звукорежиссёром Рок-клуба, работал с ФОРУМОМ, а в 2000-2002 с НОЧНЫМИ СНАЙПЕРАМИ. Сергей Шарков барабанил в НОЛЕ, ОБЪЕКТЕ НАСМЕШЕК и ФОРУМЕ. В музыке или масс-медиа остаются и ещё, как минимум, человек двадцать из немалочисленных рядов ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК, в т.ч. Борис Аксёнов, Гоша Соловьёв (ЗЛОДЕИ), Пётр Самойлов (АЛИСА), Игорь Рудик (ЗЕЛЁНАЯ КОМНАТА), Слава Образцов (ПИКНИК), Олег Васильев (АУКЦЫОН, соло и т.д.), Роман Капорин, Михаил Остроумов и мн.др.

Записи СОЮЗА ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК до сих пор не собраны и не изданы.

Андрей Бурлака