Историческая справка
В творческом портфеле композитора Олега Мильштейна, содержащем десятки произведений, есть всего лишь две еврейские песни. В них столь ярко и достоверно воссоздано своеобразие национального колорита музыки, ее мелодическая выразительность в теплота, ее энергня и темперамент, что сомневаться в принадлежности автора к еврейской музыкальной культуре не приходится. И еще одно их качество: будучи по жанру эстрадными, песни эти остаются вне потока пустых и выхолощенных шлягеров, заполнивших современную музыкальную эстраду - свидетельство художественного вкуса композитора, признак его приверженности чистой песенной лирике... Мне довелось стать свидетелем истории их создания. Было это летом 1994 года. Однажды меня пригласили в представительство "Сохнута" в Молдове и поручили заняться подготовкой к участию нашей республики в Международном конкурсе эстрадной песни еврейской молодежи в Израиле. По условиям соревнования нам надо было представить на конкурс одну-две песни, которые еще не были опубликованы и ни разу не исполнялись. Другими словами, речь шла о творческом заказе, о создании специально к конкурсу совершенно новых эстрадных песен.
Зная О. Мильштейна на протяжении двух с лишним десятилетий, я был уверен, что лучше него никто с этой задачей не справится - он-то и был приглашен в нашу группу. Для написания слов к песням мы обратились к талантливому еврейскому поэту Моисею Ленстеру. Провели несколько прослушиваний молодых певцов, приехавших из разных городов и районов республики - лучше других оказалась Нонна Крохмаль из Рышкан. Тем временем шла работа над музыкой и текстом будущих песен - наши авторы создавали их, что называется, такт за тактом, строка за строкой. В итоге мы получили две превосходные песни: лирическую, проникновенную "Исраэль" и полную молодого задора "Ерушалаим". Теперь предстояло разучить эти песни с Нонной и сделать фонограммы. Основная нагрузка пришлась здесь на композитора - это были многочасовые репетиции, бесчисленные пробы и дубли - работа шла на износ. В конечном итоге Нонна привезла из Москвы, где шел окончательный отбор, специальный приз за песню "Ерушалаим" (вторую песню ей там петь не дали). Приходится лишь сожалеть о том, что песни, которые могли бы украсить любую престижную программу эстрадной музыки, так и не прозвучали в Израиле...
Вернемся, однако, к творческой биографии О. Мильштейна. Еще в годы учебы он создал эстрадный оркестр "Фортина" городского Дома молодежи. С этим коллективом состоялись первые гастроли по стране, пришли первые серьезные успехи. В репертуаре "Фортины" были молдавские и советские песни, зарубежная музыка. Аранжировки и оригинальные вещи О. Мильштейна получили признание слушателей и специалистов. Но тут начались злоключения талантливого музыканта - на шлись радетели "нравственной чистоты" эстрадного жанра и в 1969 году "Фортину" расформировали. Затем был вокально-инструментальный ансамбль "Сонор", выступавший под эгидой Дворца культуры профсоюзов республики. Здесь, под руководством О. Мильштейна начали свой творческий путь ныне известные эстрадные певцы Анастасия Лазарюк и Юрий Садовник. К числу высших творческих достижений коллектива следует отнести его выступления на проходившем в 1975 году в Киеве Всесоюзном пленуме композиторской организации страны. Мне довелось быть свидетелем большого успеха молдавских певцов и музыкантов, об Олеге Мильштейне и его коллективе заговорили люди высокого творческого авторитета: Т. Хренников, А. Пахмутова, Л. Лядова, другие мастера советской песни. Стало ясно, что статус коллектива художественной самодеятельности никак ие соответствует высокому художественному уровню "Сонора". Взять же эту группу под свое крыло в ранге профессионального коллектива Молдавская филармония категорически отказалась - о причинах можно только догадываться: не так давно насилу избавились от Мико Аранова, зачем же теперь брать на свою шею какого-то О. Мильштейиа... Вера в свои творческие силы, в справедливость не покинула молодого композитора и на сей раз. Получив формальное согласие руководства филармонии, О. Мильштейн создает новый коллектив - вокально-инструментальный ансамбль "Оризонт". Однако к активному участию в концертной жизни - прежде всего, у себя в республике, в родной Молдове, коллектив так и не был допущен. Каких только аргументов ие выдвигали против артистов "Оризонта" и его руководителя: искажение, "порча" молдавской музыки, отсутствие чувства ее национального стиля, "румынизация" репертуара, насаждение пошлых вкусов т. д. и т. п. Самому же О. Мильштейну "повезло" и по причине его национальной "неполноценности" - его еврейства: тогда такие мотивы, хотя и неофициально, но были очень вескими аргументами "против". "Оризонту" пришлось в буквальном смысле слова бежать из Молдовы; талантливую творческую группу на целых 12 лет приютила Ставропольская филармония. Было это в 1982 году. В поездках по многим городам бывшего Союза, в процессе многочисленных и весьма престижных зарубежных гастролей выступления "Оризонта" проходили с большим успехом, отмечались званием лауреата многих конкурсов, приносили отличную прессу, приводили к появлению дисков, видеофильмов с записью выступлений "Оризонта" и отдельных номеров из его программы.
Годы работы в Ставрополе - золотой век в биографии "Оризонта". Но жизнь на чужбине, хотя и в добром, гостеприимном Ставрополе и на волне очевидного творческого расцвета была все же не безоблачной. Отрыв молодых артистов от их семей, постоянные разъезды и связанные с этим "прелести" быта на колесах, случавшиеся иногда психологические "диссонансы" в коллективе и многое другое поддерживали в сознании людей желание вернуться домой, почувствовать тепло родного очага, ощутить силу родных стен. В конце концов, из Ставрополя пришлось уехать - коллектив перестал существовать...
Сейчас Олег Мильштейн живет в Кишиневе, он фактически отлучен от активной творческой деятельности - сегодня, в условиях острого экономического кризиса в республике, ждать со стороны филармонического руководства каких-либо действий по привлечению О. Мильштейна и его коллектива к концертной жизни не приходится.
Мы часто встречаемся с Олегом Мильштейном, подолгу беседуем с ним, стараемся сохранить старую дружбу. В этом году ему предстоит отметить свой золотой юбилей, более четверти века отдано песне, концертной эстраде, творчеству.
- На протяжении всех этих лет, - спрашиваю я его, - вы ни разу не обращались к еврейской музыке, откуда же у вас столь глубокое ощущение ее национального стиля?
- Прежде всего, сказываются, вероятно, мои генные истоки. Я вырос в еврейской семье, в еврейском городе Сорока. Мои родители очень увлекались еврейским театром, музыкой. Они дружили с известной еврейской артисткой Сиди Таль. Бывая на ее концертах, они всегда брали меня с собой. Дружбу с семьей Сиди Таль я перенял как бы по наследству. Свой первый концерт на выезде я провел в Черновцах, городе Сиди Таль. Были и другие источники моих еврейских впечатлений.
Мне остается пожелать Олегу Мильштейну, чтобы эти его впечатления нашли отражение в новых работах, которые обогатили бы еврейский музыкальный репертуар.
Зиновий Столяр