Историческая справка
Дата рождения группы: 20 февраля 1988 года, когда состоялся
первый концерт "АК" в зале Уральского Политехнического
института (на кафедре которого работал Вадим Самойлов). Группа
выступила с программой только что записанного альбома "Второй
Фронт".
Кем основана группа ("родители"): Еще в 1977 году в школьном
ансамбле городка Асбест Свердловской области встретились три
товарища: Вадим Самойлов, Александр Козлов и Петр Май. Школьная
дружба не исчезла и в институтские времена - в 1985 году на
радиотехническом факультете Уральского Политеха возникла группа
под названием "ВИА РТФ УПИ", был записан дебютный альбом
"Если...". В 1985 году группа сменила название на "Агату
Кристи" и записала следующую программу под названием "Свет".
Правда, теперь эти магнитоальбомы группа предпочитает в своей
дискографии не замечать.
Исходный состав (первый): Вадим Самойлов (вокал, гитара), Глеб
Самойлов (бас, вокал), Александр Козлов (клавишные), Петр Май
(барабаны).
Изменения в составе: 1989 год - ушел Май, появился
экс-барабанщик "Наутилуса" и "Флага" Альберт Потапкин
(ударные), а также второй клавишник Лев Шутылев, который в
конце года окончательно покинул "Агату". В 1991-м в группе
появился уже третий по счету ударник - Андрей Котов, который
выступает в составе "Агаты Кристи" до сих пор.
Зарубежные гастроли и поездки: В 1989 году съездили в
Шотландию, где выступили на семинаре по проблемам рока в
Глазго, затем посетили с концертами Германию, Францию (дважды),
Болгарию, Кипр, Данию. В начале 1994 года собрались и вовсе в
экзотическое турне по странам Латинской Америки - Чили, Перу,
Уругвай и Боливия.
Проекты, в которых принимал участия Вадик: "Отчет за 10 лет"
"Нау", "Титаник" "Нау", "Мой Сон" группы "Империя" и "Невеста"
Насти Полевой.
У Глеба в 1990 году вышел альбом "Маленькой Фриц", сейчас же
готовиться новый, который появиться под названием
"Свистопляска"
Саша - продюсер CD Сергея Макарова из "Неонового Мальчика" и
сборника "Музыкальный экзамен". Да, еще Саша был композитором в
"НМ".
Андрей с 1986 года на профессиональной сцене, играл в
"Кабинете", "Треке", "Урфине Джюсе" и в группе "Апрельский
Марш".
Творчество группы распадается на два этапа: на первом она играла нервный и слегка манерный арт-рок, лежавший в русле местных мелодических традиций, и долго не могла избавиться от статуса дебютанта, на втором реализовала рецепт беспроигрышного успеха, сочиняя эффектные трехминутные номера с цепляющими мелодиями, текстами в манере декаданса и драматическим вокалом.
'АГАТА КРИСТИ' появилась осенью 1985 на радиотехническом факультете Уральского политехнического института под названием 'ВИА РТФ УПИ', хотя своими корнями ее история уходит в 1979, когда в городке Асбест на юге Свердловской области появилась школьная группа, в составе которой играли Вадим Самойлов, Александр Козлов и Глеб Май. По окончании школы, когда они учились уже в институтах, к началу осеннего семестра 1985 Вадим Самойлов собрал (для выступления на конкурсе студенческой самодеятельности) новую группу, которая и положила начало 'АГАТЕ КРИСТИ'. В составе: Вадим Самойлов (гитара, вокал), Александр Овчинников (гитара), Александр Кузнецов (бас), Игорь Карпенко (клавишные) и Петр Май (барабаны). Они хорошо зарекомендовали себя на конкурсе, исполняя старательные подражания арт-року GENESIS и YES, придумали новое название, той же осенью в домашних условиях записали дебютный альбом 'Если' (1985) и были приняты в Свердловский рок-клуб.
Следующей весной 1986 группа записала альбом 'Голос', а в конце того же года выпустила альбом 'Свет' - первый, обративший на себя внимание экспертов и публики. Однако из-за внутренних проблем группа почти год не работала.
Но с выходом в январе 1988 альбома 'Второй фронт' стало ясно, что 'АГАТА КРИСТИ' нашла устойчивое равновесие между арт-роковыми и 'нововолновыми' тенденциями и обрела свой стиль: песни этого периода опирались на жесткий пост-панковский ритм и соединяли бравурные мелодии с реминисценциями неоклассицизма и европейской камерной музыки. Менее академичная, чем 'УРФИН ДЖЮС', но более прямолинейная, нежели 'НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС', группа сделала серьезную заявку на успех.
'АГАТА КРИСТИ' начала активно гастролировать по стране; ее выступление на 3-м Свердловском рок-фестивале в сентябре 1988 стало одним из его центральных событий. В конце 1989 группа приняла участие в фестивале альтернативного рока 'СыРок' в Москве; позднее она фигурировала в программах шоу 'Интершанс' и 'Ступень к Парнасу'.
В июле 1989 к братьям Самойловым (в 1986 Кузнецова сменил младший брат Вадима Глеб Самойлов - бас, вокал) и Козлову присоединился Альберт Потапкин, который привел своего коллегу по группе 'ФЛАГ' Льва Шутылева (клавишные). В новом составе 'АГАТА' появилась на 4-м Свердловском рок-фестивале, а также представляла советский рок на Фестивале искусств в Глазго (Шотландия). В целом этот период был отмечен спадом: перегруженная звучанием клавишных, 'АГАТА КРИСТИ' неуклонно теряла прозрачность и энергию своей музыки, становясь все более тяжеловесной и помпезной. Альбомы этого периода 'Коварство и любовь' (1989) и 'Декаданс' (1990) прошли незамеченными и были признаны лишь на новом витке популярности группы.
Следующие несколько лет об 'АГАТЕ КРИСТИ' почти не было слышно. Потапкин вернулся в 'НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС' (с которым уже играл в 1987), вместе с ним ушел и Шутылев; место за барабанами занял Андрей 'Пионер' Котов, бывший участник 'КАБИНЕТА' и различных групп Александра Пантыкина.
Возвращение 'АГАТЫ КРИСТИ' состоялось лишь в 1993, когда группа записала неожиданно энергичный, сильный, полный хитовых мелодий альбом 'Позорная звезда', за короткое время, даже без интенсивной поддержки масс-медиа разлетевшийся по стране и превративший ее в новых кумиров тинэйджеров.
К моменту выхода следующего альбома 'Опиум' (весной 1995) 'АГАТА КРИСТИ' уже не нуждалась в представлении или чьей-либо поддержке, хотя серьезная пресса оценила 'Опиум' скептически, обвинив группу в эксплуатации одних и тех же клише и дефиците мысли в текстах. Но успех альбома был колоссален - две его песни, меланхоличная, в манере CURE, заглавная 'Опиум для никого' и 'Сказочная тайга', изящный парафраз 'Январской вьюги' Александра Зацепина (из фильма 'Иван Васильевич меняет профессию'), стали новыми крупными хитами. 'АГАТА КРИСТИ' перебралась в Москву, совершала успешные гастроли по России.
Следующий альбом 'Ураган' вышел в 1996 и стал знаком того, что ажиотаж вокруг группы пошел на спад. Концерты уже не вызывали истерик в зале, да и в музыкальном отношении новая работа оказалась лишь бледной копией своих предшественниц.
Один из основателей группы "Агата Кристи" клавишник Александр Козлов скончался поздно вечером 1 марта на 40-м году жизни. Музыкант собирался провести вечер с друзьями в одном из ночных клубов столицы, однако опоздал на встречу, и приятели его не дождались. Оставшемуся в одиночестве артисту неожиданно стало плохо. Администрация и посетители заведения, среди которых оказался врач, пытались сделать все возможное, чтобы спасти Александра, однако все их усилия оказались напрасными. По словам директора коллектива Елены Евграфовой, официальная причина смерти музыканта - атеросклеротическая болезнь сердца.
Александр Козлов будет похоронен на своей родине - в городе Асбесте.
Александр Козлов родился 25 сентября 1961 года в городе Асбест Свердловской области. Мать - врач-пульманолог, отец - инженер асбестовой промышленности по технике безопасности. С пятого класса начал заниматься в музыкальной школе по классу скрипки - правда, без особого рвения. В музыкальной школе Саша проучился шесть лет, но не закончил ее. "Первые сильные впечатления от музыки ненашего производства связаны с расцветом диско", - рассказывал Александр Козлов (www.agata.ru). Старшеклассник Козлов стал собирать пластинки разных стилей, но главными его привязанностями навсегда остались новая волна и неоромантизм. Саша прослыл меломаном и был приглашен в школьный ансамбль, где стал играть на бас-гитаре. Вскоре в группу был принят Вадим Самойлов, учившийся в той же школе. Друзья начали сочинять и исполнять собственный репертуар. После окончания школы Александр поступил в Свердловский медицинский институт. Усердно учился, закончил ординатуру и поступил работать в больницу. Параллельно играл с братьями Самойловыми в группе, которая сначала называлась ВИА РТФ УПИ, а с 1988 года получила придуманное Козловым имя "Агата Кристи". Медицинская карьера Козлова развивалась очень успешно, а к концертам он относился как к хобби. Однако в 1989 году перед Александром встал вопрос выбора - медицина или профессиональные занятия рок-музыкой. Козлов выбрал второе. С этого времени он бессменный клавишник "Агаты Кристи", во многом отвечавший за саунд и музыкальную политику группы. Как композитор он написал ряд основных хитов команды - "Ковер-вертолет", "Моряк", "Сказочная тайга" и др.
Похороны клавишника группы "Агата Кристи" Александра Козлова, скончавшегося 1 марта, состоялись 5 марта в родном городе музыканта Асбесте. На траурной церемонии присутствовали мама Александра (отец не смог прийти на похороны из-за плохого самочувствия), сопровождавшие тело из Москвы в Асбест участники и директорат "Агаты Кристи", а также друзья и близкие Александра Козлова, приехавшие из Екатеринбурга. "Было огромное количество людей - четыре автобуса и около полутора десятков машин", - рассказала директор коллектива Елена Евграфова.
Сразу же после похорон "Агата Кристи" отправилась в Киев, где прошел сборный концерт, в котором также приняли участие группы "ЧайФ" и "Чиж и Ко". По словам г-жи Евграфовой, свои выступления артисты посвятили памяти Александра Козлова. Место за клавишами в "АК" было пусто, а на самом инструменте лежали живые цветы. Директор коллектива сообщила, что музыканты "Агаты Кристи" приняли решение не брать еще одного человека. "Саша был и останется единственным клавишником нашей группы", - пояснила Елена. Все партии клавиш решено забить в компьютер и использовать эти записи на концертах - это касается и старых, и будущих композиций команды.