Факты |
|
Историческая справка
Руслан Келин родился в Ставрополе, В 15 лет он впервые взял в руки гитару: «друг научил играть, снимать простые аккорды. Вдвоем с другом мы играли песни «Кино», Гребенщикова, Науменко - не потому, что безумно любили русский рок; просто песни были легкими и доступными: на «Led Zeppelin» мастерства не хватало». Сначала они выступали на самодеятельных концертах и школьных вечеринках, а потом, по окончании школы, как приглашенные музыканты - на выпускных вечерах. Позднее ребята признают, что эти концерты были не слишком-то профессиональными, но тогда это занятие им очень нравилось.
Первую песню Руслан написал в 23 года: «Это была длинная баллада без припева, содержащая около 20-ти куплетов. В песне отразилась история тех чувств, которые меня тогда переполняли. Кажется, люди немного уставали от ее прослушивания». Период жизни с 23-х лет (от первой песни) до 26 (переезд в Москву) Руслан характеризует как «сплошной авантюризм - и ничего больше». Работать на заводе решительно не хотелось: помогала состоятельность родителей и «нелегальная деятельность», которой приходилось заниматься во имя светлой мечты: Руслан надеялся собрать группу и переехать в Москву.
В 26 лет поезд «Ставрополь-Москва» привозит Руслана, в компании еще двух молодых людей в столицу, на Павелецкий вокзал. При них - две гитары, барабаны и некоторая сумма денег - достаточная для того, чтобы первое время снимать квартиру. Поселились в Перово, в одной из ближайших школ нашли репетиционную базу и стали играть песни ставропольского периода (впоследствии эти композиции никуда не вошли - в Москве были сочинены новые). Согласно законам существования живого организма, группа приобретает имя, родившееся во время просмотра клипа группы «Blur» - «Stereoтипы». Через пару месяцев после того, как они обосновались в Москве, в группе появляется Гриша Машталир. Он был старым знакомым Руслана, учился в пятигорском инязе вместе с его сестрой и с удовольствием присоединился к проекту - его собственная группа «Понтиак» распалась, а желание играть на гитаре вместе с ней не исчезло. Стали записывать альбом: так появилось демо из 20-ти песен.
Это была первая запись группы: за отсутствием администрации, музыканты сами стали приносить ее на всевозможные музыкальные лейблы. Но скорого ответа - как это бывает почти у всех начинающих групп - не последовало. Все в их истории свершалось с помощью случайных знакомств и встреч: ставропольский гитарист Илья Мохов (это он в свое время учил Руслана играть на гитаре) встретил в Москве одногруппника, устроившегося на работу в компанию, выпускающую компакт-диски. Прослушав демо, он предложил помощь, а потом вызвался поработать директором группы. Жизнь стала разнообразнее: группа играет первый концерт на фестивале пива. А через несколько месяцев находится продюсер, желающий профинансировать запись альбома: решено было ехать на студию в Голландию, в город Апельдорн. Sterеотипы снова отправляются в путешествие.
В городе Апельдорн у Руслана были друзья: они и посоветовали ему обратиться к людям, державшим маленькую независимую студию, осуществлявшую полный продакшн неизвестным группам. Связавшись с этими людьми и оценив ситуацию, стало понятно, что запись в Голландии -вещь реальная и доступная. «Мы отдали скромные, по московским меркам, деньги, а качество записи получилось несравненно лучше, чем если бы это было сделано в любой московской студии». Студия называлась «Row Dame Records». Песни решили записывать на русском и английском: Руслан, окончивший спецшколу, переводил тексты. Все складывалось как нельзя лучше, если бы не грянувший кризис: в Голландию они уехали в августе 98-го. 12 числа они начинают запись, продюсер выезжает в Москву, уладить финансовые формальности: обратно он уже не вернулся. Все сбережения, предназначенные для будущего группы, и для его собственного будущего, «канули» в «Альфа-банке», который после событий 17 августа закрылся, оставив клиента с двумястами долларами в кармане. Деньги, еще не перечисленные за запись, просто перестали существовать... Тогда, припомнив ставропольские приключения, музыканты пускаются в авантюры. «Когда с утра ты встаешь и знаешь, что у тебя нет денег, чтобы купить еды, ты отправляешься в супермаркет, чтобы эту еду украсть». Впрочем, на историю с записью эти авантюры не распространились: не получившая денег студия аннулировала контракт.
В эти суровые дни в группе случается раскол. Барабанщик Валерий Плетнев и гитарист Игорь Мохов решают остаться в Голландии и делать англоязычный проект. Руслан и Гриша хотят вернуться в Россию, чтобы петь на своем языке. «Я понимал, что петь на английском в Голландии не так актуально, как в остальной Европе - там. кроме английских, есть также французские, немецкие и голландские песни. К тому же, писать на английском - значит красть у самого себя метафоры и образы». На старом «Форде-скорпио» - пятиместной будке, одновременно служившей жильем, Руслан и Гриша проезжают через всю Европу и достигают границ родины.
Нужно было начинать новую жизнь: поэтому они меняют название. В феврале 99-го появляется группа «Факты». В последствии решили писать его через латинскую F. Первые шаги «Fактов» связаны с внедрением в московскую музыкальную тусовку и полезными знакомствами. В активе имелся козырь - существующая демо-запись. Один из приятелей познакомил музыкантов с девушкой Таней, владелицей «музыкальной биржи» - списка сессионных музыкантов, готовых участвовать в музыкальных проектах. По скромной цене - пятьдесят рублей за лист - «Fакты» приобретают список. Кроме имени и контактного телефона, там также обозначались предпочтения музыканта. Например - «играю джаз и блюз, профессионал, только за деньги», или - «дилетант без инструмента, хочет больших перспектив». «Fакты» обратились к профессионалам - в группе, в качестве приглашенных музыкантов, появляются барабанщик «Мегаполиса» Леонид Кадлубович и гитарист «Tea Black» Ричард Олейник.
Параллельно другая знакомая Fактов находит спонсоров, готовых издать их первый сингл - «Пацифист». Это была «проверенная» песня - когда Гриша отправил запись брату, работающему на студии Proforma Rec в Нью-Йорке, брат удивился, что в Москве можно было добиться такого качественного звука. Звук делал режиссер Саша Лукичев, лидер группы «Танцы на воле». «Он знал, что такое фирменный саунд, когда здесь еще никто не подозревал, как это сделать».
На песню «Пацифист» было снято первое видео - опять же усилиями и энтузиазмом музыкантов, не поленившихся повесить во ВГИКе объявление следующего содержания: «начинающая группа хочет снять клип, скромный по бюджету». Откликнулся только один человек - четверокурсник Марат Адельшин. В его судьбе этот клип впоследствии сыграл очень важную роль: он увлекся производством роликов всерьез и сейчас снимает видео Децлу и Земфире, а группу «Fакты» вспоминает с благодарностью. Клип получился удачным и вскоре попал в ротацию МТV. «Я пытался раскрыть некое состояние мальчика, мужчины, старика - говорит Руслан о песне. - Мальчик играет в войну, парень дерется на улице, дед воюет с женой... Это удалось с помощью трех замечательных актеров. А дедушку мы теперь называем «лицом группы». На MTV клип продержался около двух месяцев. После чего - опять наступил вакуум. Единственным резонансом от выпуска сингла стало попадание песни на сборник альтернативной международной музыки вышедший на Proforma Rec в Нью-Йорке, где работал брат Гриши, Тарас.
Была сделана новая демо-запись. С диском в руках они повторили уже однажды пройденный путь по фирмам и спонсорам, на этот раз все вышло удачнее - музыканты познакомились с Александром Павловичем Шишкиным, юристом, коллекционером, любителем поэзии - он выделил денег на запись полноценного альбома.