Аракс |
|
Историческая справка
Группа, о которой можно сказать: 'вы слышали ее гораздо чаще, нежели можете себе представить', стартовала в самом начале 60-х годов, выступала на подпольных концертах и танцплощадках, работала в театре и записывалась со многими известными исполнителями (причем, как правило, анонимно).
Оригинальный состав 'АРАКСА' - Юрий Саахов (соло-гитара), Эдуард Касабов (бас, вокал) и его брат Гарик Касабов (барабаны) - появился на свет весной 1971 на экономическом факультете Московского государственного университета. Все его участники были родом из Азербайджана, что и определило выбор названия (Аракс - река на границе с Турцией и Ираном, бурный характер которой был под стать напору рок-н-ролла). Смены состава, неизбежные для студенческих групп, обычно подверженных воздействию сессий и дипломных работ, привели к тому, что через пару лет название осталось единственным, что связывало 'АРАКС' с его корнями.
В составе: Касабов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара), Александр Буйнов (клавишные), Александр Лерман (вокал) (последние трое пришли из 'СКОМОРОХОВ') и Борис Багрычев (барабаны) - 'АРАКС' играл на танцах в подмосковных Люберцах, где его в середине 1973 и услышал впервые Марк Захаров, в ту пору ставший главным режиссером московского театра им. Ленинского Комсомола.
Захаров, который был захвачен идеями создания нового театра, искал группу для участия в своих революционных по тем временам постановках. 'АРАКС' с его профессиональным подходом и мощным ансамблевым звучанием, стал для него идеальным вариантом.
В середине 70-х годов группа участвовала в спектаклях Ленкома 'Тиль' (1974) и 'Автоград ХХI' (1975), а также изредка выступала с концертами в Москве и ее окрестностях. Ее состав в этот период довольно часто менялся: Буйнов почти сразу же ушел к 'ВЕСЕЛЫМ РЕБЯТАМ' и его сменил Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас); Багрычев уступил место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из 'ВИСОКОСНОГО ЛЕТА'; Лерман собрал свои 'ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН', Касабов ушел, из люберецкой самодеятельной группы 'МЫ' появился певец и басист Сергей Беликов. Наконец, в феврале 1978 из 'ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ' в 'АРАКС' был приглашен блестящий гитарист Вадим Голутвин. Помимо работы в театре, участники 'АРАКСА' снялись в эпизодической роли в кинокомедии Георгия Данелии 'Афоня', где спели свой тогдашний хит 'Мемуары' (на стихи будущего текстовика 'КРУИЗА' Валерия Сауткина).
В 1978 в составе: Шахназаров, Голутвин, Беликов, Рудницкий и Абрамов, 'АРАКС' принял участие в, пожалуй, самой популярной постановке Ленкома тех лет - спектакле 'Звезда и смерть Хоакина Мурьеты' (музыка А. Рыбникова, либретто П. Грушко по мотивам поэмы П. Неруды). Спектакль с его оригинальным сюжетом, который романтизировал биографию чилийского разбойника-аутло, множеством запоминающихся мелодий, жестким рок-н-ролльным звучанием и весьма смелой сценографией, сразу стал событием как театральной, так и музыкальной жизни столицы, а затем и всей страны. Вскоре он был записан на 'Мелодии' и вышел двойным альбомом, пользовавшимся колоссальным успехом.
В сентябре 1978 Шахназаров, который был организующей силой 'АРАКСА' на всем протяжении его театральной эпопеи, ушел в 'РЕЦИТАЛ' Аллы Пугачевой. На его место из джаз-роковой 'ВИКТОРИИ' пришел виртуозный Тимур Мардалейшвили, а в начале 1979 состав группы усилил скрипач и певец 'ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ' Анатолий Алешин. Высокий профессиональный уровень обусловил постоянный спрос на 'АРАКС' как на сессионных музыкантов: в конце 70-х годов они принимали участие в записи музыки Александра Зацепина к телефильмам '31 июня' и 'Узнай меня', тогда же началось их длительное сотрудничество с Юрием Антоновым.
Новый всплеск интереса к отечественному року, фестиваль 'Весенние ритмы' в Тбилиси (куда 'АРАКС' был приглашен, но не поехал) и частичная легализация ряда подпольных групп подвигли 'АРАКС' на уход из театра на условно-вольные филармонические хлеба - в апреле 1980 они стали артистами Росконцерта. (Их место в театре тут же заняло 'РОК-АТЕЛЬЕ' Криса Кельми) Той же весной группа записала на 'Мелодии' материал своего дебютного диска 'Колокол тревоги' (он так и не был издан), летом приступили к работе над новой программой 'Дай нам сил, Земля' (заглавный двенадцатиминутный номер звучал на ее концертах, еще несколько песен тоже были записаны, но в то время не изданы). 'АРАКС' много гастролировал, отлично звучал живьем и исполнял на сцене как собственный материал, так и англоязычные стандарты хард-рока.
В октябре 1980 Беликов решил вернуться в 'САМОЦВЕТЫ'. Его место занял Евгений Маргулис из находившегося в стадии распада 'ВОСКРЕСЕНИЯ'. Вместе с ним в 'АРАКСЕ' появились песни его коллеги по 'ВОСКРЕСЕНИЮ' Алексея Романова: 'Солнцем освещенная дорога', 'Снилось мне', 'Мне достаточно просто удачи'. В этом составе 'АРАКС' играл до осени 1981, а в августе 1982 был официально распущен указом Министерства культуры РСФСР.
Рудницкий, а за ним и Маргулис ушли в новую группу Юрия Антонова 'АЭРОБУС', а Абрамов и Мардалейшвили стали участниками группы Стаса Намина, однако весной 1983 покинули ее, прихватив с собой наминского басиста Александра Минькова, и возродили идею (и отчасти репертуар) 'АРАКСА' в новой группе с многозначительным названием 'ФЕНИКС'. В 1985 группа была вынуждена сменить имя на 'ВЕТЕР', потом стала 'ГЛОБУСОМ', но, в конце концов, распалась около 1986.
Лишь в 1989, когда большинство идеологических бастионов безвозвратно рухнуло, Рудницкий смог реорганизовать 'АРАКС'. В осовремененную версию группы вошли Абрамов, Парфенюк, бывший басист 'ДИНАМИКА' Сергей Рыжов и экс-гитарист 'РОК-АТЕЛЬЕ' Сергей Березкин.