Дополнительная информация
В записи принимали участие:
Алексей Рыбников
Либретто Павла Грушко
По мотивам драматической кантаты Пабло Неруды
Звезда, Тереса - Ж. Рожденственская
Хоакин Мурьета, Смерть - Г. Трофимов
Блаженный-Заика, Шарманщик - Ф. Иванов
Трёхпалый - А.Паранин
Чилийцы, Рейнджеры - С.Беликов, Ф. Иванов, А. Паранин, В. Кривопущенко, В. Наумов, А. Курдюмов, Г. Трофимов, А. Садо
Девочка-чилийка - Оля Рожденственская;
Девицы - Ж. Рожденственская, Е. Шанина.
Инструментальный ансамбль театра Ленинского комсомола ("Аракc"): Ю. Шахназаров - гитара, соло; С. Рудницкий - акустическая гитара, бас-гитара, рояль, орган, синтезатор; С. Беликов - бас-гитара, флейта; А. Абрамов - ударные; В. Гопутвин - акустическая гитара, банджо.
Струнная группа Государственного симфонического оркестра СССР, медная группа Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио, струнный квартет Большого театра СССР, московский Камеркый лор, хормейстер Т. Агаева.
Режиссер - Ф. Иванов
Дирижёр и постановщик - А. Рыбников
Звукорежиссеры - Н. Данилин, С. Богданов
Редактор - А. Качалина
В оформлении использованы:
1. Гравюры мексиканского художника Хосе Гваделупе Посады.
2. Материалы из архива Пабло Неруды. Фотография головы Хаокина Мурьеты и ярмарочный плакат (1853 года).
3. Сцена из спектакля Московского театра имени Ленинского комсомола: артисты Л. Матюшина (Тереса) и А. Абдулов (Хоакин).
Великий чилийский поэт Пабло Неруда в 1967 году написал драматическую кантату "Сияние и смерть Хоакина Мурьеты" обошедшую многие сцены мира. По мотивам кантаты в 1974 году в Московском театре имени Ленинского комсомола режиссером Марком Захаровым был поставлен музыкальный спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", который прожил на сцене этого театра 18 лет. В 1978 году была осуществлена новая студийная постановка, послужившая основной для записи винилового диска. В 1985 году на экраны кинотеатров вышел художественный фильм режиссера В.Грамматикова с одноименным названием "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Представленный вариант записи - ремикс хорошо известного музыкального спектакля.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сан-францисская ярмарка. Балаганщик зазывает посетителей, предлагая полюбоваться на отрубленную голову Хоакина Мурьеты и руку его друга Трёхпалого. И когда изумленные посетители балагана ужасаются увиденному, Блаженный рассказывает им историю о чилийском парне, который погиб, сражаясь за честь и справедливость.
Перед нами возникает образ Хоакина Мурьеты, звучит песня о родном Чили, перенося нас в его юность, на отроги Кордильер, где он рос в стране гор и вулканов, у бескрайних просторов Тихого океана.
В лукавом напеве нищего шарманщика звучит печальная ирония: всё есть в Чили, а счастья нет...
В серые будни чилийского захолустья вторгается "Золотая лихорадка": зазывалы и газетчики зовут бедняков в Калифорнию, где только что открыто золото.
Друзья Мурьеты, Трёхпалый и Блаженный, соблазняют его мечтами о богатстве. И Хоакин, скорее из желания найти в путешествии "свою Звезду", свою любовь и счастье, решается плыть вместе со всеми.
Как отзвук его надежд, ему слышится голос Звезды - доброй советчицы, которая обещает ему свою защиту и любовь. И тут же, как вечный враг света и любви, звучит мрачное пророчество Смерти, предрекающей всем "звездоловам" погибель.
А в таможне - суматоха: шумная толпа искателей приключений соблазняет отправиться в путь самого Таможенника.
Возбужденно и отчаянно звучит хор-прощание.
На корабле Смерть, незримо сопровождающая Хоакина и его друзей, поёт о том, чем кончаются мечты о райской жизни на чужбине. И тут же Блаженный предаётся грустным размышлениям и задает свои вопросы, на которые нет ответа.
Хоакина посещает любовь: он встречает Тересу и влюбляется в неё. Во время венчания Хоакина и Тересы на корабле Смерть издевательски "благословляет" их. Но Хоакин слышит лишь голос влюблённой Тересы, которая отныне стала его Звездой...
Корабль приближается к шумной Калифорнии, куда стекаются разноязыкие толпы золотоискателей. В таверне "Заваруха" новоприбывших латиноамериканцев, в том числе чилийцев, встречают красотки. Им нравится Хоакин Мурьета, но Блаженный в комических куплетах защищает друга от их "посягательств".
Вторжение в таверну рейнджеров вносит в атмосферу веселья мрачные ноты. Мурьета пытается избежать стычки. Но рейнджеры не унимаются, провоцируя кровавую стычку.
Смерть в облике Главаря рейнджеров подливает масла в огонь. Хоакин, не выдержав оскорблений, даёт отпор Главарю. Смерть-Главарь радуется этому как началу кровопролития.
Рейнджеры решают, что делать с Мурьетой, который пользуется уважением у соотечественников: они опасаются, что Хоакин может стать вожаком притеснённых бедняков. Смерть-Главарь побуждает рейнджеров отомстить Мурьете, расправившись с его любимой женой Тересой.
В своей лачуге, ожидая мужа, беременная Тереса поет нежную колыбельнук будущему ребёнку. В ее дом врываются рейнджеры: они глумятся над Тересой и смертельно ранят её. Тереса умирает, скорбя о нерождённом сыне, - это трагический реквием несбывшейся человеческой любви, поруганной нежности!
Над телом Тересы ослеплённый Хоакин Слушает предостережение Блаженного: рушатся все его надежды, их след взяла Смерть.
Хоакин клянётся отомстить за смерть жены, за страдания собратьев! Он вступает в схватку с рейнджерами, и он уже не одинок в своём отпоре насильникам. Смерть глумится над Мурьетой своими наставлениями - "как убивать покрасивее", а потом целует его: это поцелуй Смерти обрекает Хоакина на гибель. Мурьета, потерявший жену, свою Звезду и надежду, вспоминает в тоскливом напеве родину - Чили. Он идёт к могиле Тересы, почти не слыша предупреждения Чилийцев: у могилы его ждут спрятавшиеся в засаде враги. Там его и убивают.
А Блаженный задаёт свои вечные вопросы, на этот раз ему отвечает голос Мурьеты, человека легенды, мятежного повстанца, о ком до сих пор помнят в Латинской Америке.