В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9
 

Песни
Название  
1  В бой
2 Родина
3 Предчувствие гражданской войны
4 Рожденный в СССР
5 Черный пес Петербург
6 Не стреляй
7 Революция
8 Мальчики-мажоры
9 Пацаны
10 Мертвый город. Рождество
11 Просвистела
12 Расстреляли рассветами
13  Звезда
14  Гляди пешком
Все тексты альбома

Дополнительная информация

Год выпуска: 2005 Производитель: CD Land

Скромный подзаголовок "The Best" предостерегает рассеянных поклонников от того, чтобы принять "Гляди пешком" за новый альбом "ДДТ". Впрочем, необычное для сборника лучших хитов название здесь далеко не случайно. Юрий Шевчук и выпускающая компания нарушают на этом диске большинство основных правил издания "беста". Ведь что такое "величайшие хиты" "ДДТ"? Возьмем для примера альбом, в 1999 году выпущенный фирмой Real Records в серии "Главные песни": "Просвистела", "Я получил эту роль", "Дождь", "В последнюю осень", "Что такое осень", "Любовь", "Не стреляй", "Ветер", "Белая река", "Ты не один", "Это все:" и так далее - красивые мелодичные, распевно-раздумчивые произведения, которые так приятно распевать хором что на стадионе, что в кабаке. В свежий же "бест" вошли только "Просвистела", "Не стреляй" да "Родина", которая в благостной "реаловской" компиляции стояла немного особняком. Зато в сборник вошло беспрецедентное количество песен гражданского звучания - тех самых, что на стыке 80-х и 90-х стали откровением для зрителей программы "Взгляд". Фактически Шевчук предлагает новый взгляд на формирование "грейтест хитс" - вместо успокоительных, стабилизирующих мотивов он собирает вместе свои старинные "революционные гимны", которые нынче вновь звучат актуально до жути. В принципе, в номерных альбомах "ДДТ" Юрий Юлианович занимается тем же: он мечтает, чтобы новые песни заставили слушателя задуматься или хотя бы проснуться от спячки. (При этом Шевчук совсем не забывает о музыкальных технологиях и стремится, чтобы диски звучали сообразно сегодняшним требованиям.) Однако цель достигается со скрипом: старомодный бородатый чудак, не желающий играть по правилам шоу-бизнеса, остается услышанным пусть не единицами, но и не миллионами - даже у Шевчука нет новых произведений, способных вызвать в народе резонанс хотя бы под стать сериалу "Есенин". К счастью для всех нас, этот мощный старик не сдается: не пускаемый в дверь стучится в окно. После "Пропавшего без вести", который показался неуместно громким и не по-застойному колючим, "ДДТ" бомбардирует слушателя сборником "Гляди пешком". Цель та же - принудить задуматься, но методы иные. На диске записаны такие же неудобные песни, что и в последней пластинке: разница в том, что они уже сыграли немаловажную роль в истории. "Предчувствие гражданской войны" и "Революция" уже вызывали в свое время катарсис: послушав их, зрители готовы были смело пойти на баррикады в битве за новую жизнь. Сегодняшняя встреча с ними на сборнике - повод вспомнить тогдашних себя: что же изменилось, почему 15 лет назад песни делали людей лучше и духовнее, а ныне мы хотим даже от музыки Шевчука только одного - чтобы она не грузила?

А дело в том, что тогда, несмотря на все жизненные трудности, было время оптимистичных надежд. Шевчук мог сколько угодно предчувствовать гражданскую войну, но его интеллигентные слушатели с просветленными лицами знали, что ничего такого они не допустят. Просто потому, что об этом уже стало можно говорить. В понимании "восьмидесятников", могло стать только лучше - вот только отодвинем сопротивляющихся коммунистов и построим приятное, демократичное, цивилизованное общество. И вот в этом счастливом опьянении свободой не заметили ни гражданской войны, ни кавказской, ни, в общем-то, полного отсутствия справедливого общества. И жертв в святой костер революции, о котором пел Шевчук, было брошено немало. Сегодня и старые, и новые песни "ДДТ" звучат в атмосфере тотального отсутствия оптимизма. В его гражданскую войну ой как веришь: ясно понимаешь, что будет гораздо хуже, чем он не без бравады сочинил. Каким наивным кажется обличительный пафос "Мальчиков-мажоров" - их сегодняшние варианты умерли бы со смеху, услышав, за что клеймил Юрий Шевчук детей дипломатов в 80-е. И так со всем: все оказалось гораздо хуже, чем предчувствовал большой поэт Шевчук, а из нас уже выпущен воздух и нет сил на это реагировать. Что же, спасибо этому сборнику хотя бы за то, что помог вспомнить, какими мы были. Пусть это станет первым шажком к новому воздуху.

Алексей Мажаев, InterMedia