|
№ |
Название |
|
|
CD1 |
|
1 |
Сокровища Флинта (Остров сокровищ) |
|
2 |
Белые паруса (Остров сокровищ) |
|
3 |
Старая карта (Остров сокровищ) |
|
4 |
Малютка Дженни (Остров сокровищ) |
|
5 |
Охота на акул (Остров сокровищ) |
|
6 |
Ах, бедный мой Томми (Остров сокровищ) |
|
7 |
Испаньола в море (Остров сокровищ) |
|
8 |
Баллада (Остров сокровищ) |
|
9 |
Рома и Катя (Вам и не снилось) |
|
10 |
Последняя поэма (Вам и не снилось) |
|
11 |
Новый дом (Вам и не снилось) |
|
12 |
Тема трубача (Шла собака по роялю) |
|
13 |
Мечты Татьяны (Шла собака по роялю) |
|
14 |
Вертолет (Шла собака по роялю) |
|
15 |
Деревенское танго (Шла собака по роялю) |
|
16 |
Дождь за окном (Утоли мои печали) |
|
|
CD2 |
|
17 |
Встреча (Сказка о звездном мальчике) |
|
18 |
Тема детей (Сказка о звездном мальчике) |
|
19 |
Каток (Сказка о звездном мальчике) |
|
20 |
Народный праздник (Сказка о звездном мальчике) |
|
21 |
Романс (Сказки старого Арбата) |
|
22 |
Виктоша (Сказки старого Арбата) |
|
23 |
Тема творчества (Сказки старого Арбата) |
|
24 |
Цветы (Через тернии к звездам) |
|
25 |
Свет звезд (Через тернии к звездам) |
|
26 |
Гроза (Через тернии к звездам) |
|
27 |
Аморе (Серафим Полубес и другие жители Земли) |
|
28 |
Картины (Серафим Полубес и другие жители Земли) |
|
29 |
Признание (Карантин) |
|
30 |
Солнечный день (Мушкетеры из 4-го Б) |
|
31 |
Тема мечты (Полет с космонавтом) |
|
32 |
Тема полета (Полет с космонавтом) |
|
|
CD3 |
|
33 |
Тема Барона (Тот самый Мюнгхаузен) |
|
34 |
Разговор с Мартой (Тот самый Мюнгхаузен) |
|
35 |
Стремительная тема (Тот самый Мюнгхаузен) |
|
36 |
32 мая (Тот самый Мюнгхаузен) |
|
37 |
Городская площадь (Тот самый Мюнгхаузен) |
|
38 |
Лестница в небо (Тот самый Мюнгхаузен) |
|
39 |
Тема Красной Шапочки (Про Красную Шапочку) |
|
40 |
Тема лесорубов (Про Красную Шапочку) |
|
41 |
Звезды (Про Красную Шапочку) |
|
42 |
Цветочные поля (Про Красную Шапочку) |
|
43 |
Поездка (Шанс) |
|
44 |
Тема любви (Шанс) |
|
45 |
Превращение (Шанс) |
|
46 |
Лирическая тема (Руки вверх!) |
|
47 |
Главная тема (Дневник Карлоса Эспинолы) |
|
48 |
Босса нова (Исчезновение) |
|
49 |
Эпилог (Исчезновение) |
|
50 |
Сады любви (Дневник Карлоса Эспинолы) |
|
51 |
Размышление (Дневник Карлоса Эспинолы) |
|
52 |
Рассвет (Плотина) |
|
|
CD4 |
|
53 |
Голубая планета (Большое космическое путешествие) |
|
54 |
Я тебе конечно верю (Большое космическое путешествие) |
|
55 |
Млечный путь (Большое космическое путешествие) |
|
56 |
Гонки (Большое космическое путешествие) |
|
57 |
Марш (Большое космическое путешествие) |
|
58 |
Тема Кеши (Усатый нянь) |
|
59 |
Вечер (Усатый нянь) |
|
60 |
Детский сад (Усатый нянь) |
|
61 |
Кеша и дети (Усатый нянь) |
|
62 |
Утро в джунглях (Паучок Ананси) |
|
63 |
Рождение Буратино (Приключения Буратино) |
|
64 |
Азбука (Приключения Буратино) |
|
65 |
Театр Карабаса-Барабаса (Приключения Буратино) |
|
66 |
Драка Кота и Лисы (Приключения Буратино) |
|
67 |
Вокальная имровизация (Новые приключения капитана Врунгеля) |
|
68 |
Тема Капитана (Новые приключения капитана Врунгеля) |
|
|
CD5 |
|
69 |
Русь (Русь изначальная) |
|
70 |
Обряд (Русь изначальная) |
|
71 |
Лес (Русь изначальная) |
|
72 |
Тема Хазаринки (Русь изначальная) |
|
73 |
Тренировка воинов (Русь изначальная) |
|
74 |
Базилевс (Русь изначальная) |
|
75 |
Набег (Русь изначальная) |
|
76 |
Взятие града (Русь изначальная) |
|
77 |
Погребальный костер (Русь изначальная) |
|
78 |
Смерть Всеслава (Русь изначальная) |
|
79 |
Становище (Русь изначальная) |
|
80 |
Воспоминания (Русь изначальная) |
|
81 |
Вокализ (Василий Буслаев) |
|
82 |
Здравствуй день (Здравствуй день) |
|
83 |
Тони Дэвито (Здравствуй день) |
|
84 |
Баллада о чистой смерти (Здравствуй день) |
|
85 |
Земля - наш дом (Здравствуй день) |
|
Дополнительная информация
Имя Алексея Рыбникова в массовом сознании (помимо рок-оперы 'Юнона и Авось') связано прежде всего с песнями из фильмов 'Приключения Буратино' и 'Про Красную Шапочку'. Между тем, Рыбников - автор музыки к десяткам фильмов, среди которых и 'Тот самый Мюнхгаузен', и 'Вам и не снилось', песня из которого 'Последняя поэма', исполненная Ириной Отиевой, имеет множество кавер-версий (ВИА 'Ялла' еще в 80-е годы, Валерия, Hi-Fi, Лена Перова с 'Мультфильмами'). Некоторые картины, к которым создал музыку Рыбников, и вовсе нынче забыты, например, 'Большое космическое путешествие', а вот песня 'Ты мне веришь или нет?' из этого фильма и сегодня остается хитом. В прошлом музыка Рыбникова издавалась на виниле миллионными тиражами, но сейчас даже популярнейшие детские песни стали редкостью. Исправить ситуацию и призван представляемый релиз, куда композитор включил свою киномузыку с 1971 по 1989 годы. Упор был сделан в основном на инструментальные композиции, однако вокальные номера также представлены. Помимо 'Последней поэмы' и 'Ты мне веришь или нет?' в оригинальном исполнении, это совершенно невероятная песня 'Млечный путь' (Лариса Берлинская и Елена Камбурова), в которой светлая печаль расставания с детством ощущается как первое смертельное прикосновение вечности. Кроме того, порадуют слух такие песни, как '15 человек на сундук мертвеца' из фильма 1971 года 'Остров Сокровищ', оттуда же - 'Малютка Дженни', первый рок-н-ролл с элементами кантри, попавший на советское радио. Песня 'Ах, бедный мой Томми' из того же фильма настроением напоминает известную 'Напрасно старушка ждет сына домой', только в данном случае речь идет об английских пиратах. И несколько неожиданный номер - песня 'Аморе' (1983 г.) на итальянском языке в исполнении Ларисы Долиной, остроумно стилизованная под царившую тогда эстраду в духе Сан-Ремо. Из инструментальной музыки наиболее известная - к картине 'Тот самый Мюнхгаузен' - вообще никогда не звучала отдельно от фильма. То же касается и инструментальных тем из 'Буратино' и 'Красной Шапочки'. Большая же часть собранной на пяти дисках музыки станет для слушателей настоящим открытием, и не только потому, что многие фильмы утратили сейчас былую известность, но и в силу того, что очищенные в восприятии от видеоряда мелодии звучат на удивление самодостаточно. Известный как выдающийся лирический мелодист, Алексей Рыбников добивается необыкновенного разнообразия и глубины, его музыка впечатляет яркой образностью и сильными чувствами. Непроизвольные мурашки по спине - достаточно типичная реакция на более чем десяток впервые опубликованных композиций. Здесь и величественная морская романтика с благородным ароматом колониального антиквариата, и оригинальные эстрадные сочинения с неожиданно совершенно французским шармом, напоминающим музыку Владимира Космы, Франсуа де Рубе, Поля Мориа, наконец. А вот композицию 'Голубая планета' (эта тема потом превращается в проникновенный 'Млечный путь', а затем и вовсе в марш для духового оркестра, этакое космическое 'Прощание славянки') мог сочинить только русский человек, настолько она залихватская, шикарная, вместе с тем щемяще грустная и философская одновременно. Стоит упомянуть и о разбросанных по всем дискам 'быстрых' мелодиях, начиная от 'Стремительной темы' из 'барона Мюнхгаузена' и заканчивая сумасшедшей 'Дракой Кота и Лисы' с виртуозной джазовой партией, исполненной на рояле самим автором. Легкий, остроумный драйв, лихо качающий бас характерны для 'Гонок', 'Вертолета', 'Темы полета'. Неожиданно психоделический оттенок несет в себе тема Красной Шапочки в загадочно-тревожной композиции 'Цветочные поля'. Есть и печальная, как бы отстраненная музыка - даже 'Тема творчества' звучит реквиемом, а 'Цветы' выглядят его органичным продолжением. Завораживает композиция 'Встреча' (1983 г.), на которую поразительно походит модная у продвинутых интеллектуалов тема из последнего фильма Вонга Кар-Вая '2046'. Но если у Шигеру Умибаяши музыка полна сумрака и безысходности, то для Рыбникова даже за порогом бытия - Смерти нет!
На дисках представлены также нехарактерные для композитора сочинения. Это саундтрек к фильму 'Русь изначальная' (1986), весьма выразительная языческая этно-психоделика, славянская готика с мистическим ореолом. А завершает диск настоящий артефакт, всего четыре композиции, но мало слушателю не покажется. Написанные в 1977 году для телесериала 'Здравствуй, день', они представляют собой фантасмагорическую смесь советских ВИА, агитпропа и хард-рока. Создается ощущение какого-то дикого постмодернистского эксперимента, сочетающего соцарт с рок-музыкой 70-х годов. Некоторое время Бари Алибасов с ансамблем 'Интеграл' возил эту программу по стране, в сериал песни не взяли. Председатель Гостелерадио товарищ Лапин сказал, что на советском телевидении такая музыка будет звучать только через его труп. Ну, а теперь, кто интересуется, - пожалуйста!
Борис Гришин, InterMedia