В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9

Ногу cвело! 

Песни
Название  
1  Эй, мутант
2  Идем на Восток!
3  Я - не последний герой! (версия 2005)
4  Твоя звезда
5  Черная - Рыжая
6  Вся раздета
7  Мясо в зубах
8  Апрель
9  Мадам
10  Клавесин
11  Шах!
12  Горная лирическая
13  Рекламное место сдается
14  СССР
15  Идем на восток! (DJ Karas & DJ Flexor)

Дополнительная информация

Год выпуска: 2005 Производитель: Real records

Приглашенные музыканты:
Олег Грабак (Труба) 4,6
Михаил Козодаев (Ударные) 7
Михаил Рухин (Гитара) 7

"Ногу Свело!", устав от разговоров сорта "растерзали себя на саундтреки и синглы, а полновесный альбом сделать слабо?", решила записать пластинку здесь и сейчас. Времени думать над концепцией особо не было, а потому музыканты решили всецело довериться топовой песне "Идём на Восток!". Её название подсказало, в частности, дизайн в виде картонного, хитроумно раскладывающегося компаса. Прикладной ценности никакой, зато оформление выдержано в едином стиле с дизайном предыдущей пластинки "В темноте" (та же мишенеобразная круговерть на лицевой стороне, та же лихо закрученная спираль трек-листа позади).

По сравнению с прошлой работой стилистика "Ноги" изменилась мало: плывущие космические клавиши, марширующая ритм-секция (периодически срывающаяся в диско), вдохновенные трубы и подростковый голос Максима Покровского , кричащий о чём-то неопределённо болезненном. Феноменально точная формула этого творческого метода содержится в первых же трёх строчках альбома:

Эй, Мутант, покоривший диспансер
Сегодня - на танцы
Завтра - курсант

Разумеется, "свелоногие" не были бы сами собой, если бы не вставили в альбом всякие умопомрачительные находки. Это касается и фешенебельного ганста-джазового кларнета в "Твоей Звезде", и зажигательного балканского фолка в заглавной песне. Всё-таки как бы ни костерили критики песню "Идём на Восток", приходится признать, что группе удалось сочинить настоящую походную песнь в духе русских фольклорных творений X-XX веков. Ещё со времён " Слова о Полку Игореве " принято было проводить параллели между батальными сценами и явлениями природы - и Покровский в тексте "Идём на Восток" следует этому канону безукоризненно.

Одна песня пластинки выполнена в злостной псевдопанковой манере, типичной для альбома "БОКС". Это "Чёрная-Рыжая" - о нелёгкой конкуренции вынесенных в заглавие героинь с роковой блондинкой. В неравно борьбе проигрывают обе, что является причиной их безвременной смерти. При этом, характеры брюнетки и рыжей описаны в песне довольно подробно, а чем (кроме цвета волос) примечательна их соперница, Макс Покровский так и не сообщает. Шутки шутками, но песня повествует именно о реальных трагедиях, которые страшны своей повседневностью. Жаль, что выигрышная тема кровавой бытовухи не получает в альбоме никакого продолжения.

10 полноценных композиций альбома отделены инструменталом "ШАХ!" от финального раздела треков, которые кажутся странными даже для безбашенного Покровского. Как вам, скажем, ремикс на "Идём На Восток!", который составил бы честь репертуару самого Таркана ? Или нечленораздельная сопелка "СССР", записанная от лица гоблина-либерала - существа, безусловно, мерзкого - именно в силу своего непотребного отношения к великой советской империи. Ещё одно досадное несоответствие между глубиной содержания и откровенно слабой подачей содержит "Горная Лирическая", сочинённая Владимиром Высоцким . Песня выглядит уныло и заставляет вздрогнуть лишь на двух строчках:

А день, какой был день тогда?
Ах да, среда!

Задумываешься: при чём тут среда? И приходишь к выводу, что в случае с "Ногу Свело!" речь идёт не о дне недели, а о социальной среде создателей реалити-шоу, рекламы, кассовых блокбастеров, которые терзают несчастного Макса Покровского по всяким смехотворным поводам, заставляя забывать о днях НАСТОЯЩЕГО ТРИУМФА "Лысой Девочки", "Хару Мамбуру", обоих дисков "Счастлива, потому что беременна", наконец, "БОКСа", по поводу непризнанности которого Макс так в своё время переживал. Сейчас у группы есть эфиры, есть востребованность но: Увы, после внимательного прослушивания альбома "Идём на Восток!" на ум приходят две другие строки из того же Высоцкого:

Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю.
km.ru

За 16 лет существования группа 'Ногу свело' записала огромное количество не оставивших никакого следа в истории песен, в чем легко можно убедиться, проштудировав дискографию на официальном сайте группы. Большинство любителей музыки (исключая, конечно, ярых фанатов 'Ноги'), видимо, не вспомнят 90% из произведенных командой композиций. Максим Покровский и Ко (состав коллектива, кстати, оказался на удивление сплоченным и был подвержен минимальным изменениям) всегда предпочитали дуракаваляние сочинению конъюнктурных произведений. Иногда 'Ногу' заносило в такие дебри эпатажных экспериментов, что слушать ее становилось интересно только ей самой (см. альбомы 'Счастлива, потому что беременна', 'Каллы' и т.п.). Однако те песенные случаи, когда своеобразный юмор сочетался с внятной мелодией или идиотским, но до невозможности цепляющим текстом, дали моему однофамильцу те самые 10%, которые позволяют группе выпускать очень сильные сборники лучших композиций и считаться одной из самых известных и своеобразных формаций на нашей поп-рок-сцене.

В новом номерном альбоме 'Идем на Восток!' 'Нога' даже перевыполняет свою 10-процентную норму заметных произведений. Собственно, сама структура пластинки сподвигла рецензента на ретроспективные рассуждения о творчестве группы. 'Ногу свело' здесь, как и всегда, многогранны и демонстрируют совершенно разные аспекты сочинительства и исполнительства - от хуковых боевиков до глуповатых закидонов. Диск - небольшой, но точный автопортрет 'Ноги', которая никогда не умела вовремя остановиться, часто доводя здравую идею до абсурда и по-мальчишески шаля до полной потери музыкального вкуса. Каковые шалости все-таки не мешали ей выпускать по паре отличных песен в год.

Что хорошего случилось с 'Ногой' на отчетном диске? Во-первых, заглавная песня, которая оказалась едва ли не лучшим моментом кинофильма 'Турецкий гамбит': честно попытавшись как-то приблизить текст композиции к реалиям той русско-турецкой войны, Макс Покровский сделал вещь с восточным колоритом, которую приятно слушать безотносительно акунинско-джеймсбондовского блокбастера с рваным сюжетом. Второй успех тоже связан с кинематографом - это 'Мясо в зубах', отчасти навеянное 'Ночным дозором'. Приятная мелодия (слегка перекликающаяся с паулсовским 'Маэстро') и остроумный текст превратили необязательный саундтрек в самодостаточный хит (чего, кстати, 'Ноге' не удалось добиться в 'Не последнем герое' - там получилась неудачная рекламная песня). Третья рекомендация - трек 'Апрель', несколько по-'ноговски' замороченный, но милый. Есть здесь также несколько песен 'на любителя'. Конкретно - на любителя 'Хару мамбуры' и прочих маршей Покровского на псевдоанглийском языке. В этом духе выдержаны крикливо-пародийная 'Мадам', инструментальная фантазия 'Клавесин', 'СССР' с наглым требованием вернуть на карту эту страну, а также 'Рекламное место сдается', выходившая ранее на отдельном (малопригодном для прослушивания) сингле. Еще 'Нога' перепела 'Горную лирическую' Высоцкого и сделала это по-своему симпатично. Что касается остальных треков, то: надо же было чем-то заполнить хронометраж диска. Стремных сюжетов в рукаве у 'Ноги' всегда полно, жаль, мотивов на всё не хватает. Хотя и в этих вещах встречаются запоминающиеся строчки, и я не удивлюсь, если какая-то из неназванных здесь композиций будет выбрана для телеротации и таким путем попадет в кандидаты в следующий сборник лучших песен 'Ноги'.


Леопольд Покровский, InterMedia