В начало
АБВГДЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯA-Z0-9
 

Песни
Название  
1  Поэма-легенда по произведению Янки Купалы «Курган»

Дополнительная информация

Год выпуска: 1980 Производитель: Мелодия

На белорусском языке.

Звукорежиссер - Р. Рагимов
Редактор - А. Качалина
Художник - Н. Стас

   Каждая новая встреча с творчеством «Песняров» - событие для любителей жанра. Она не только расширяет наши представления о возможностях ансамбля, но, что особенно важно, убеждает в закономерной последовательности его развития, обнаруживает неустанное стремление коллектива к вершинам мастерства. Последняя работа, показанная в Москве, - поэма-легенда «Гусляр» (музыка И. Лученка, аранжировка В. Мулявина) по поэме Я. Купалы «Курган» - яркое тому подтверждение.
   «Прежде всего, мы стремимся творчество нашего великого земляка - поэта Янки Купалы, - говорит художественный руководитель «Песняров» Владимир Мулявин. - А тема его «Кургана» - тема высокого предназначения искусства «глаголом жечь сердца людей» - не может не волновать. Кстати, изменив название поэмы, мы не изменили и не сократили в ней не строчки... Кроме того, чисто песенная программа уже не приносит нам творческого удовлетворения. Работа над произведением крупной формы, мне кажется, может свидетельствовать о зрелости коллектива».
   К поэме Янки Купалы не раз обращались белорусские композиторы. И у Игоря Лученка дипломной работой в консерватории была Кантата для симфонического оркестра, хора и солистов по ее мотивам. Решение композитора вновь вернуться к поэме увлекло «Песняров». Лученком были заново написаны некоторые эпизоды, возникли новые темы, например, очень народная в своей основе, удивительно красивая мелодия, которая олицетворяет родную землю, доброе начало, и тема зла - холодная, колючая, построенная на диссонантных звучаниях духовых инструментов (специально для «Гусляра» инструменальная группа ансамбля расширена). Борьба этих двух музыкальных образов вырастает в один из самых драматичеких моментов.
   В поэме-легенде широко использованы различные инструментальные краски: в лирических эпизодах звучание скрипок (Чеслав Поплавский, Валерий Дайнеко и Владимир Ткаченко), флейты (Владислав Мисевич) придает музыке особую проникновенность, рождая в воображении слушателей картины белорусской природы. Характеристики героев ярки, динамичны. Очень хороши, например, близкая к фольклорной тема Гусляра и его монолог. В сложной музыкальной ткани произведения убедительно соединены песенная народная мелодика и современные приемы симфонизма, развитая полифония и протяженные пульсирующие остинатные звучания, идущие от композиционных приемов, характерных для рок-музыки.
   В «Гусляре» свойственная творческой природе «Песняров» эмоциональная образность получила высокое выражение. Вокальные эпизоды (среди них много «а капельных») поражают контрастностью динамических и колористических оттенков, радуют безупречным голосоведением, гармонической сложностью и красотой созвучий. Насыщенно звучат инструментальные фрагменты. При этом весь арсенал испольнительских средств ансамбля подчинен единой творческой задаче - полнее раскрыть перед слушателями пафос и лирическую глубину поэмы Янки Купалы, получившие столь яркое выражение в музыке.
   Поэма-легенда «Гусляр» - принципиальная победа «Песняров». Работа, оставляющая глубокое, сильное впечатление и чувство радости - верное свидетельство истинной творческой удачи.

Н. Завадская